Пятница, 19.04.2024, 16:58
Приветствую Вас Абитуриент | RSS
Главная | Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Мамедов, Татаренко  
Форум » Рассказы о той и этой жизни » Рассказы о той и этой жизни » Из афганского дневника (Воспоминания участников войны. Мысли о войне и мире)
Из афганского дневника
КусейДата: Вторник, 08.05.2012, 11:51 | Сообщение # 151
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Репутация: 11
Статус: Offline
Стас, как всегда маладес, могешь...Спасибо.
Спасибо и Виталику тоже. Да и всем побывавшим на той или на другой войне. Как раз к празднику Великой Победы.
Ну что же, за Вас ребята - "За жизнь!" или как там у Титаренко - " Ребята! Будем жить!"
respect wine


Desent
 
СтасДата: Вторник, 08.05.2012, 17:41 | Сообщение # 152
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 719
Репутация: 6
Статус: Offline
Позвонил Мише Спиридонову. Он с командиром полка Назаровым ехал в Кировоград. Сказал, что отправил рассказ на его почту. Вынут до праздника, если сильно не усугубят уже сегодня. Завтра все встречаются. А я завис в своих степях. Видели бы вы меня сегодня! Несколько часов вместе с сыном ездил в поле верхом на культиваторе и вручную разбрасывали под бороны семена мордовника. Сеялкой их посеять нельзя. Поглотали пыли. Но счастливы как идиоты! Ведь до нас этого здесь никто не делал. Да и не знаю делал ли так кто-нибудь вообще. Завтра праздник. Мои механизаторы будут сеять крайний день. Сходим на кладбище к бате, а с середины дня надо ехать за пчёлами. Сегодня ночью они приедут из Киргизии.
 
yanshabyaДата: Вторник, 08.05.2012, 18:19 | Сообщение # 153
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Репутация: 0
Статус: Offline
Стас! Трудишься, аки пчела! Что по украински значит - "крутишся, як муха в окропі" Успехов и с днём Великой Победы, на алтарь которой казахи тоже немало голов положили
 
МартынчукДата: Пятница, 11.05.2012, 14:28 | Сообщение # 154
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 56
Репутация: 13
Статус: Offline
ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ

Я свои воспоминания об афганской войне хотел бы начать со слов глубокой благодарности и высочайшей признательности своему первому боевому командиру полка п-ку Жаворонкову Валерию Ивановичу, который из меня неопытного желторотика сделал боевого лётчика. Вернее создал в полку благоприятнейшую атмосферу не только становления меня как настоящего лётчика, но и формирования полноценной личности. После училищных самодура Земляного и «валенка» Барановского это был командир «с БОЛЬШОЙ БУКВЫ». Он требовал от нас не просто утюжить небо а творчески осваивать искусство боевого пилотирования. Не «ремесленников выстругивал», а «ковал бойцов». Боже, как мне это пригодилось на войне. После этого всяких командиров насмотрелся – такого « САМОРОДКА» не встречал. По большому счёту на таких энтузиастах Армия держалась, – сейчас не знаю. А вообще мне в жизни везёт на хороших людей. Чего только стоят мои однокашники по Училищу, кого не возьми – ярчайшая личность. Если бы не они, я бы никогда не стал тем, кем я есть. А в Афгане мои боевые товарищи: Серёга Шульга, Бутеску Серёга, Ваня Савельев, Володя Роднищев сколько поддерживали и помогали мне не только успешно выполнять боевые задания, но и просто по человечески «выжить» в тех суровых буднях войны. Встречал в Баграме Юрика Феоктистова и (ныне покойного) Серёжу Мединского, когда прилетал к ним в комондировку раза четыре. Славик Роговский тогда в Шинданте охранял Афганское небо – не довелось повидаться. Один раз со своим кэзом Игорем Погудиным прилетали к братьям бограмцам на усиление. У них лётчиков не хватало для боевых операций. Сначала не мог понять, почему у них лётчиков не хватает, ведь есть «боевой расчёт». А потом понял, когда поспешно переучился с нашего МИГ-23МЛ на их МИГ-23МЛД и пару раз слетал в составе их полка на БШУ в Пандшерское ущелье. Тэмп полётов и боевое напряжение высочайшее. Можно сказать на пределе человеческих возможностей. По сравнению с нашей кандагарской «тихой гаванью» это буря в открытом море. Нет, у нас тоже, конечно, бывали напряженные периоды боевых операций, но периодически; а тут – постоянно. Я всё ожидал, что темп боевых вылетов вот-вот уменьшится и можно будет перевести дух. Но это были ещё цветочки. Потому что началась крупная боевая операция у н.п. Хост – у самой границы с Пакистаном. Там не то что перевести дух, там вообще вдыхал рано утром, а выдыхал поздно вечером. Минимум по шесть, и больше, боевых вылетов, с перерывом на полуденный зной, потому, что техника не выдерживала. На каждый вылет индивидуальная цель. Необходимо по координатам на карте отыскать её, найти «зацепку» (точку привязки), рассчитать маневр, чтобы границу не зацепить. А, после взлёта: выдержать строй; найти в этом бесконечно однообразном ландшафте свою цель, зацепившись глазом за едва уловимые ориентиры. Над целью: парой спикировать, не потеряв цели; в отвесном пике, мгновенно прицелившись, отбомбиться; с перегрузкой за восемь единиц вывести из пике, удержавшись «на хвосте» у ведущего. И, после этого, благополучно, в боевом порядке возвратиться на свой аэродром. За этим набором слов скрываются колоссальное напряжение сил каждого лётчика, и титанический ратный труд сплочённого организма коллектива авиаторов. Простите, Бога ради, за велиречие, но это только эскиз к оде «о мужестве отчаянных парней».

Добавлено (11.05.2012, 14:20)
---------------------------------------------

Добавлено (11.05.2012, 14:28)
---------------------------------------------
Своими глазами наблюдал грандиозную картину, когда парой первыми взлетали в варианте истребителя на прикрытие воздушного удара в районе Хоста. Солнце еще не взошло, а лиш слегка посеребрило восточную часть неба. Наша пара, стремительно набрав высоту над аэродромом, плавно отходила в район патрулирования. Внизу под нами, чуть впереди, как бы прячась в тени гор от лениво восходящего афганского солнца, медленно ползли на юг две букашки – две вертушки ПСО старались заблаговременно занять исходную позицию для своей душеспасательной миссии. А сзади внизу на взлётной полосе, как из растревоженного гнезда, отталкиваясь красноватыми жалами форсажей пара за парой, взлетали грозные «осы». Набирая над «точкой» крутой спиралью высоту, выстраивались в стройный боевой порядок ударная группа самолётов. Впереди и выше всех, хищно вытянув свои острые клювы, две эскадры гордых «Грифов». За ними, поджав хвосты но ощетинив перья, с принижением стайка лихих «Стрижей». И замыкали группу, коптя движками и широко расставив обвешанные гирляндами крылья, неутомимые труженики полей сражений отчаянные «Грачи». И вся эта, начинённая смертоносным грузом, армада, как гигантская огненная стрела выпущенная мифическим Сатурном, неслась навстречу цели.
Мы парой держим дистанцию, так как ровно за одну минуту до удара нам необходимо на малой высоте пронестись на сверхзвуке над местом удара, ошеломив противника ударной волной и подавив у него возможность прицельно «огрызаться». (Гениальная идея штабных стратегов) Выполнив «эффектный» тактический приём, занимаем господствующую высоту в районе боевых действий для прикрытия ударной группы. К этому времени приблизилась основная группа. И с ходу, полупереворотом уткнувшись в крутое пике, пара за парой стали «долбить» ФАБами, ОДАБами, ОФАбами узкую полоску земли вдоль пакистанской границы, где засели и до фанатизма яростно сопротивлялись «духи». Видно как «Грифы» парами проваливаются в предрассветную мглу, потом вспышка с грибочком взрыва в полумраке посыпающегося горного ландшафта, и парами выныривает уже с обратным курсом. С высоты хорошо видно, что грибочки разрывов не беспорядочно разбросаны по вражеской территории, а уложены в определённом порядке, каждый накрывая свою цель. Но неприятный звук в наушниках и настойчивое мигание Системы Предупреждения Облучения отрывает от захватывающего зрелища и напоминает что пакистанское ПВО не дремлет и о нашем задании. Включаем прицелы на «излучение» и разворачиваемся в сторону Пакистана, прощупывая пространство на предмет наличия вражеских истребителей. На этот раз «чисто». Но попытки «укусить из подтишка» были. Поэтому нам нужно быть «на чеку», на нас ответственность – прикрытие наших самолётов. Бросаю беглый взгляд на «наших» – уже работают «Стрижы», попарно заныривая и выныривая из полумрака, оставляя после себя грибочки разрывов. Замечаю что у них грибочки кучнее чем у наших, видимо работают по площадным целям. Снова прощупываем прицелами «опасное направление». Слава Богу «чисто». Хотя СПО продолжает раздражительно зудеть и моргать. Видимо наземные радары пакистанцев нас отслеживают. «Но не будем расслабляться, – думаю себе, – мы на войне». Тем временем к полю боя подтягиваются трудяги «Грачи». Аккуратные грибочки разрывов к тому времени превратились в облако пыли, смешавшись с предрассветной мглой. «Что там можно увидеть, – думаю себе, – но на то они и штурмовики». Не успел я додумать эту мысль как они уже «со знанием дела» принялись «за работу», тщательно обрабатывая квадрат за квадратом, сначала бомбами, второй заход НУРСами, третий – из пушки. Но к сожалению приходится снова отвлекаться от наблюдения. Необходимо посмотреть прицелом и глазами опасное пространство. Нельзя расслабляться. «Чисто»! Просмотрел свои приборы: высота, скорость, работа двигателя, особое внимание – остаток топлива. Норма. Только СПО продолжает надоедать. «Грачи» легендарного Руцкого продолжают клевать противника на поле боя. Облако пыли над целью превращается в мрачную тучу, но воздушная атака продолжается. Остаётся загадкой как эти «асюганы» находят и поражают цели. Это нам с высоты трудно разглядеть, а они знают что делают. Их с высоты и не видно и не слышно. Только по вспышкам разрывов догадываемся что они ещё работают. Непрерывно следим за пространством в направлении Пакистана. Топливо неумолимо уменьшается. А нам необходимо ещё дождаться «Грачей». Мы парой уходим последними. По радиообмену слышим что передовая группа уже подходит к аэродрому. Вот на фоне бурой пелены вынырнула первая пара «Грачей» и эфире послышались позывные штурмовиков. «Закончили» – радостно ёкнуло. Пара за парой выныривали и на догоне, коптя движками, выстраивались в боевой порядок уставшие «пахари поля брани». Хоть и не очень стройный, как у «Грифов», но победоносно успешный строй «Грачей» начал удаляться в сторону «точки». Пора и нам. Делаем прощальный вираж, чтоб обезопасить свой тыл и соблюсти дистанцию, и берём курс на свой аэродром. По чётким докладам в эфире догадываемся что БШУ прошёл успешно. Это немного успокаивает, но не расслабляет. Впереди заход над «зелёнкой» на посадку парой с h=1800м. Ещё немного поднапрячься и вот она долгожданная земля. Приборная доска расплывается перед глазами от вибрации. О, это «знаменитая баграмская ВПП». Лёгкий толчеек от выпущенного тормозного парашюта. Заруливание на ЦЗ. Выключаю двигатель и открываю фонарь. Наконец то можно выдохнуть. Ещё один боевой вылет прошёл усрешно. Слава Богу. Жаль что я в ту пору не мог перекреститься.

Сообщение отредактировал Мартынчук - Пятница, 11.05.2012, 14:25
 
ЛевшаДата: Пятница, 11.05.2012, 17:32 | Сообщение # 155
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 157
Репутация: 6
Статус: Offline
Виталя ...., да ты писатель!
 
mgm1958Дата: Пятница, 11.05.2012, 19:19 | Сообщение # 156
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 732
Репутация: 9
Статус: Offline
Молодец!!!! clap clap clap clap
 
СтасДата: Суббота, 12.05.2012, 18:57 | Сообщение # 157
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 719
Репутация: 6
Статус: Offline
Никто ещё в подробностях не рассказывал о посадке с крутой глиссады. Виталя не расписал её в подробностях. И я не беру на себя эту роль. Может Володю Роднищева попросим? Или Сергея Иваныча? В Баграме было опаснее всего. Поэтому там уж самолёт сыпался сверху на ближний привод так, что в Союзе у любого ПРП волосы встали бы дыбом. Владимир Иваныч где-то вспоминал о первом полёте на Миг-23. У нас самолёты были поновее, но раскорячивался он на таком заходе так, что уже не летел, а сыпался, выпустив шасси и все лопухи. А чувство полёта обретал только к высоте начала выравнивания. Это был один из сложнейших элементов полёта. Высочайший пилотаж на предельно малой высоте. Но все владели им в совершенстве. Жить то хочется... И так изо дня в день и все посадки до единой. А учиться начинали ещё в Канатово. Было интересно. В Афгане стало интересно не поймать на заходе "стингер" в задницу или очередь из ДШК. А что вытворял Ил- 76 при заходе на посадку! Ни на одном авиасалоне такое, наверное, ему не разрешали делать - все зрители нахер в обморок попадали бы! Но курсантам такие посадки показывать нельзя. Могут сделать неправильные выводы. biggrin
 
colonelДата: Воскресенье, 13.05.2012, 19:12 | Сообщение # 158
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1164
Репутация: 7
Статус: Offline
Quote (Стас)
Никто ещё в подробностях не рассказывал о посадке с крутой глиссады(КГ).

А мне кажется, что рассказ уже был, тем более с посадкой на полном форсаже, конечно не такой красочный.. А, собственно, чем красоваться, ТАМ это была обычная посадка, как после круга в союзе. Хотя первая моя в Баграме закончилась нормой только благодаря ответственностью меня передо мной - летчиком 1 класса, а если понятнее. чтобы не опарафенится перед коллегами. Летели на "передчу дел" с опытными орлами 1 аэ. Передавали опыт во всем, включая Баграмский базар с кантинами, бачатами и т.д. Ст. группы между дрочим сказал, - Нкруга = 2100м, стреляют... (в Кандагаре Н=1500 для КГ). От 2 к 3 вижу, что АСы (на УБ) вроди бы ниже меня, но я первый раз в Чарикарской зеленке и, думаю, возможно оптический обман здрения... Место третьего, как и встречи, изменить нельзя, за ведущим, все выпущено(шаси, закрылки, т.щ., Д чуть более 5 км от торца ВПП), РУД на МГ и УРАААААА, но оказалось, местные от траверза к 3 снижались до 1500 и потом УРААААА, а я + 500м. Тормозить осталось только мыслью о тормозах. И тут из под корочки вылезло показанное когда то скольжение для потери высоты. Короче, шарик показал несколько раз свои крайние местоположения на ЭУП и я сел и срулил в пределах ВПП, сразу ТП, правда в крайнюю правую РД к истребителям не вписался, пришлось обруливать через левое плечо. На мой вопрос, почему так высоко третий, АС из УБ Саня Новиков спокойно ответил, - почему высоко, 1500 стандарт... здесь я понял, что обмана здрения не было и мне просто КРУПНО повезло во многих смыслах: - не об.а.ался перед коллегами; - уход на 2-ой в Баграме чреват "неприятностями" разного рода, тина ЗГУ, ДШК.. , а самое главное - летчик жив, самолет цел = полет удался! smile
 
butesДата: Четверг, 17.05.2012, 10:02 | Сообщение # 159
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 624
Репутация: 4
Статус: Offline
Quote (colonel)
Ст. группы между дрочим сказал, - Нкруга = 2100м, стреляют...

Не помню, рассказывал ли я о первом своем полете в качестве перевозчика нелетного состава. Дело было так. Стояла задача перегона пары самолетов из Кандагара в Баграм на проведение регламентов в ТЭЧ: МЛ и УБ. На боевом комэска Кузяк Николай Иванович, на УБ летел я. Не помню точно почему, но остро встал вопрос перелета в Баграм техника самолета. Командир чуть-чуть подумал и согласился. Нужно было видеть счастливое лицо Агапитова: блаженная маска у полуобморочного тела. Взлетели, заняли эшелон где-то выше семи тысяч, летим. Минут через пятнадцать Агапитов вежливо просит что-нибудь показать, в смысле пилотирования. А что можно показать на такой высоте на спарке МиГ-23? Предупредил командира, установил крыло сорок пять, бочка влево. Из СПУ довольное урчание. Нужно заметить: Агапитов в жизни очень добрый и вежливый. Бочка вправо. Молчит. Делаю подряд две бочки. Молчит. запрашиваю по СПУ - молчит. Тут мне стало грустно. Вспомнилось лицо Агапитова перед полетом. Мало ли чего, может быть от избытка чувств сознания человек лишился. Спрашиваю у командира по радио о поведении своего пассажира. Коля говорит, что лицо у Агапитова счастливое, довольное. А почему по СПУ не отвечает? Думаю, а вдруг у него просто оскал от потери сознания? Все! Крыло шестнадцать, поближе к командиру, летим. А покою нет! Подлетаем к Баграму, на входе в круг РП предупреждает, что высота захода 2400 метров. Снизу "зеленка", пыльная полоса, обычный летный бардак на аэродроме, очень уж много частей на адной базе. О поведении неуправляемых демократов можно рассказывать легенды. В первом моем полете в Баграм на взлете (мы уже выводили двигатели на максимал) полосу перед нами спокойно пересекли два Ми-8 демократов. Взлетали в пыли.
Ну что, 2400 так 2400. Развороты на своих местах, пикирование покруче, сели нормально. Мысли-то все про Агапитова. Как он там, еще и пикирование почти как на боевом, вот уж действительно вопреки всем инструкциям. В Афгане часто вспоминал как нас стращали глиссадой на МиГ-23: даже с остановленным двигателе высота ДПРМ не выше 900 метров. А если задница выше головы без ДПРМ, заход на ближний, потому-что дальнего в Кандагаре просто небыло, а ближние включены оба - так удобнее вертолетам.
После посадки зарулили, быстренько открываю фонарь не дожидаясь стремянки, снимаю подвесную систему, пытаюсь заглянуть в заднюю кабину, нихера не получается. Поставили стремянки, быстро вылезаю из кабины и к Агапитову. А у него передняя часть головы еще счастливее, чем в Кандагаре. Как я ругался! К счастью, больше никогда не возил пассажиров.
На следующий день мы с командиром улетали на спарке. Я был в задней кабине. Вырулили на взлетную, командир спросил меня о чем-то по СПУ, я ответил, он переспросил. И тут до меня дошло, что-то с радиостанцией. Тупо выключил подавитель шумов и СПУ заработало. Короче, когда Агапитов вернулся в Кандагар я принес ему свои извинения, он меня в полете слышал.
Вот что бывает, когда матчасть плохо знаешь. А высота захода - это херня, на то нас и учили.


БСИ
 
mgm1958Дата: Пятница, 18.05.2012, 04:52 | Сообщение # 160
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 732
Репутация: 9
Статус: Offline
clap clap clap
 
МартынчукДата: Воскресенье, 20.05.2012, 20:06 | Сообщение # 161
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 56
Репутация: 13
Статус: Offline
Попытка завалить пакистанского аса сарвалась
А эта история приключилась со мной в Кандагаре. Находясь на боевом дежурстве в системе ПВО Афганистана, нам доставляли много хлопот пакистанские нарушители воздушного пространства, вверенного нам под охрану. На юго-восток от Кандагара километрах в 40-50 от афганско-пакистанской границы находился пакистанский аэродром с которого поднимались эти нарушители (по данным разведки это были F-16) не спеша «прогуливались» по афганской территории, и, при первой же угрозе заблаговременно возвращались к себе за границу. А какая мы для них угроза? Наша точка километрах в 150-и от места нарушения. Пока поднимемся, наберём высоту, разгонимся порой; подлетаем к месту действия – они нам хвост показали за кордоном. Покрутимся у границы да и возвращаемся на точку «не солоно хлебавши». А то просидишь в готовности №1 под палящими лучами кандагарского солнца час- другой. Долго они «измывались» над нами. Достали до печёнки. И вот тогда мы придумали одну «хитрость». Припоминается это идея была начальника штаба АЭ Серёги Остапенко: Пара истребителей поднимается и стремительно направляется на перехват нарушителя. Но, естественно, не догнав противника, делает вираж на месте события и разворачивается в сторону своего аэродрома. В это время ведомый крутой спиралью снижается на малую высоту, скрываясь из поля зрения вражеских РЛС и там барражирует на экономичном режиме, поджидая «нахального» противника как кот мышку у норки. Ведущий же продолжает изображать возвращение на точку. Как только самолёт противника захочет подразниться и нарушит воздушное пространство Афганистана, офицер боевого управления нацеливает самолёт ведомого на противника и на заданной дистанции даёт команду «Горка». По этой команде ведомый включает радиолокационный прицел, обнаруживает самолёт противника и выполняет все необходимые действия направленные на поражение нарушителя. Разработали, прощитали совместно со штурманом наведения Игорем Медведевым, доложили вышестоящему начальству. Получили «добро». Потенциально любой из лётчиков эскадрильи был готов к выполнению этого перехвата и каждый в тайне лелеял надежду отличиться в бою, но начистить клюв (крылатое выражение Серёги Бутеску - нашего боевого замполита) зарвавшимся пакистанским асюганам выпало паре Пиголицын – Мартынчук. И вот как это происходило: Мы дежурили в ДЗ днём. Аэродром южнее Кандагара, июль месяц, в пустыне жара невыносимая. Пытаемся спастись под кондиционером. И вдруг, так некстати почти в полдень, звучит команда «парой готовность один». Ну всё рухнули надежды на спокойное дежурство, а про себя подумал: «Началось». Не радовала перспектива париться в кабине раскалённого самолёта под полуденными лучами афганского солнца. Единственное что утешало: «Может сегодня удастся сбить спесь этим пакистанским наглецам». Не успели пристегнуться – команда: «Воздух». Заученными до автоматизма движениями запускаю двигатель, включая все бортовые системы самолёта, отрываю взгляд от приборов чтобы взглянуть на техника; техник молодец стоит спокойный и сосредоточенный, значит уверен в боевой технике и это добавляет оптимизма. Дядя Саша(так мы называли ныне покойного начальника штаба 2аэ, майора Пиголицына) – мой ведущий уже порулил по рулёжке на взлётную. Подаю команду технику, вывожу обороты, стараюсь не отстать от ведущего. Ещё выстраиваясь в боевой порядок на полосе, слышим команду РП: «Взлёт разрешаю». Если опустили все формальности, значит дело серьёзное. Даже наш излишне взволнованный РП п/п-к Галиченко А.П. сегодня спокоен как никогда. Взлетаем парой, набираем высоту на форсаже не над «точкой» как по схеме, а в направлении на юго-восток – курс 1450. «Дух захватывает» от предвкушения предстоящей драки не то чтобы удовольствия, а скорее осознанная необходимость. Как когда-то в зрелой юности, когда врезал одному наглецу по физиономии да так удачно, что тот распластался прямо посреди танцплощадки и тогда осознавая неизбежность встречи с его старшим братом местным драчуном и его компанией башибузуков преодолел страх и принял решение выстоять в этом противостоянии до конца. Вот и сейчас наполнился этим чувством уверенной решительности, с единственной разницей что сейчас за спиной ощущал поддержку целого коллектива боевых побратимов. Эшелон 6.500, переходим на канал боевого управления 18-й. Нас сразу «подхватывает» своим левитановским голосом ОБУ Игорь Медведев (кстати мой хороший товарищ, с которым мы вместе летали в «профилакторий» в Ташкент), подтверждая заданный курс, высоту и попутно уточняет боевое задание. Ставим на наших «махолётах» крыло 450 и розганяем скорость до 850. Вот уже хорошо виден горный «хребет», служивший естественной границей между Афганом и Пакистаном, а для нас это место предстоящей встречи не с «вероятным», а с реальным противником. Как и предполагалось, нарушитель уже смылся на свою территорию, тем самым скрутив нам ехидную «фигу с маком». А мы, сделав вид что обиделись, стали в вираж на своей, вернее Афганской стороне границы – играем друг у друга на нервах, у кого топлива на больше хватит. Я тем временем по условному сигналу ведущего крутой спиралью с таким же радиусом как у ведущего снижаюсь на h=1200м , тем самым ухожу из поля видимости пакистанских РЛС. Как раз этот пограничный «хребет» играет нам на руку. Дядя Саша делает вид что уходит на «точку», развернувшись в сторону нашего аэродрома, тем самым провоцируя пакистанского пилота ещё раз подразниться с нами. На что он и соблазнился. Я в засаде по радиообмену слышу как наш план сработал. Напряжение возростает, кровь мощными толчками пульсирует в висках. Чтобы немного снять напряжение проверяю включение необходимого вида вооружения и прицела на ЭКВ. Оружие в норме, я готов к бою. Левитановский голос подаёт команду: «Разгон, курс 700 ». Я знаю что мне делать – отработали . Форсаж, разгон до 1100км/ч. Всё, мандраж прошёл, я как хищник сосредоочился на охоте. На какой-то миг даже забыл что нужно контролировать границу, что бы самому из кошки не превратиться в мышку. На мгновенье «кинул взгляд» на хребет, его невозможно не заметить, но только он теперь не внизу, а рядом и даже выше меня, каменной стеной стоит на достаточно безопасном удалении от линии моего полёта. Пока я разбирался с «хребтом», левитановский голос подаёт команду: «Горка, курс 650». Задираю нос самолёта на 300, включаю радиолокационный прицел на «излучение». Доли секунды и появляется картинка, с ярко выраженной меточкой цели на экране прицела. Мне даже доворачиваться не пришлось, чтобы «загнать цель» в центр прицела. «Захват цели» – картинка на прицеле как в самом лучшем учебном полёте в Белоруском Щучине. Голова, руки, самолёт, слившись в один «организм», устремились в едином порыве на цель. В этот момент не чувства мести, не ненависти к пакистанцу не испытывал, только азарт, незнаю какой звериный, спортивный или охотничий, но он завладел всем моим естеством. Видимо пакистанского лётчика предупредили об опасности, потому что метка цели(кольцо) на екране прецела сначала медленно, но потом с ускорением начала перемещеться вправо – в сторону пакистанской границы. Но всё равно у меня запас есть, потому что я атакую его со стороны его же границы. Метка цели в центре прицела, метка текущей дальности до цели стремительно приближается к метке максимальной дальности пуска. Уже Р-23 высветились на экране прицела цыфрами 3и 4, констатируя факт захвата головками самонаведения ракет. Вот приближается момент истины. Может как лётчик, я только и готовился всю предыдущую, хоть и непродолжительную, но бурную лётную жизнь для этого момента. Но как томительно долго затянулся этот момент в ожидании финала. Такое впечатление как будто застыла эта метка текущей дальности на экране прицела или этот пакистанец так резко разогнался и успешно удирает. Но нет, сомнения отступили. Метка «дальности», хоть и медленно, но приблизилась к желаемому рубежу. И вот когда уже указательный палец, нервно откинув скобу БК, застыл перед последним решительным нажатием, «как гром среди ясного неба» звучит такой «чужой» почему-то вдруг ставший в этот момент левитановский голос требовательно воскликнувший: «Прекратить атаку. Выход на точку». В первое мгновение не поверил прозвучавшей команде. Может там в далёком Щучине, это звучало вполне естественно; там учебный бой и всё понятно. А здесь война: «Какой прекратить? Нужно бить врага». Как бы развеивая мои смутные думы звучит повторно, уже не так истерично: «Команда сверху. Атаку прекратить». Молчу! Первое мысль: «Прикинуться глухим и довести атаку до завершения. Проучить негодяев. А там будь что будет. Победителей же не судят». А вторая, более трезвая и прагматичная: «А что будет с Игорем (моим товарищем ОБУ)? Ведь ему, если что, придётся отвечать по всей строгости военного положения». Выдерживаю паузу в тайной надежде что «абсурдную команду» отменят. Но всё же команду, хоть и абсурдную, надо выполнять. Это армия, а не партизанский отряд. Любая армия держится на дисциплине. Но вдруг блеснула надежда: «А что если выходить из атаки плавно, может за это время, сохраняя метку цели в пределах экрана прицела, достигну разрешённой для ракет дальности пуска да и под шумок «шмаляну» Р-23р по супостату». Но как назло картинка на прицеле меняется, прицел перешёл в режим ЗПС(атака в заднюю полусферу), разрешённая дальность пуску для ракет сузилась, естественно и атака затягивалась, а у меня этих нескольких секунд как раз и не хватало. А тут как бадто учуяв неладное в моём выходе из атаки левитановский голос требовательнее захрохотал: «Курс – 2800. Высота – 6900!» Растаяла моя надежда. А я наивный уже дырочку для ордена приготовился ковырять. Но вот досада не получилось. С горечью и досадой доворачиваюсь на заданный курс с набором 6900 и разочарованный во всей Советской Армии и его легендарном командовании возвращаюсь на свой аэродром. В прозрачной южно-афганской атмосфере Кандагарский аэродром видно за 60-70км. Лечу и сам себя корю за медлительность, можно было бы быстрее атаку совершить и уже возвращался бы победителем. А так что я скажу побратимам лётчикам? Стыдно же будет в глаза посмотреть. И самолёт виноват «каракатица», не мог догнать пакистанца. Короче всё в этот день было против меня, одно слово «непруха». На стартовам канале весело «щебечет» наш непревзойдённый мастер по организации «напряжонки» в простой ситуации РП Галиченко. Но сейчас он почему-то по особенному приветливо встретил меня над аэродромом и дал снижение на 1800. Дядя Саша уже зарулил, раз его не слышно в эфире. Снижаюсь и сходу захожу на посадку. Никак не могу привыкнуть к прозрачности Кандагарского воздуха. Всё кажется что с высока захожу на посадку. Если Галиченко молчит, значит глиссада нормальная. Выравниваю, касаюсь ВПП. Полоса длинная 3км. Можно было бы тормозной парашют не выпускать, но что бы не давать повод дяде Толе(нашему штатному РП) «не промолчать» в эфире, в конце полосы выпускаю тормозной парашют и сруливаю. На стоянке ДЗ Дядь Саша со своей неизменной пиголицынской улыбкой дожидается меня. По взгляду определяю ведущий доволен. Это немного успокаивает. Открываю фонарь полностью, лицо обдаёт раскалённый воздух пустыни. Техник спрашивает о замечаниях по работе технике, отвечаю механически. Осматриваюсь, и никого не вижу из нашего командования. Значит всё нормально. Спускаюсь со стремянки и вместе с ведущим направляемся к домику дежурного звена. Дядь Саша, добрейшей души человек, видя моё кислое выражение лица, не пристаёт с расспросами. Всё равно ещё пол дня дежурить в ДЗ, отойду и разговорюсь. Так и случилось. Единственное что я услышал в ответ на прорвавшийся поток негативных эмоций: «Не расстраивайся». Я так и сделал. Больше в этот день нас не гоняли занимать «Готовность №1». Да и в последующие месяцы нашей службы в Кандагаре пакистанцы не осмеливались больше «в наглую» нарушать границу. Видимо здорово мы с дядь Сашей напугали их в наш «звёздный» перехват. Воистину говорит народная мудрость что самый лучший бой это не состоявшийся бой. Главное результат был достигнут и бесценные жизни были сохранены.
 
mgm1958Дата: Понедельник, 21.05.2012, 04:33 | Сообщение # 162
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 732
Репутация: 9
Статус: Offline
Виталя, МОЛОДЕЦ!!! clap clap clap
 
ТатаренкоДата: Понедельник, 21.05.2012, 08:04 | Сообщение # 163
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2720
Репутация: 15
Статус: Offline
Офигеть, братишка! Оказывается, многого ты еще не рассказал мне. Надо чаще приезжать в Киев! wink

 
butesДата: Понедельник, 21.05.2012, 09:25 | Сообщение # 164
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 624
Репутация: 4
Статус: Offline
Виталя, молодец!
clap
Только ракеты у нас были Р-24 Р и Т, если мне не изменяет память.


БСИ
 
СтасДата: Понедельник, 21.05.2012, 10:14 | Сообщение # 165
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 719
Репутация: 6
Статус: Offline
Браво! Потрудился изрядно. Увлекательно изложено. Не знаю, поможет ли это на святом суде, когда придёт наше время, но хорошо, что не ввязались. Иначе последовала бы ответная охота и результат мог бы быть печальным. А так оказалось достаточным лмшь строго предупредить.
 
Форум » Рассказы о той и этой жизни » Рассказы о той и этой жизни » Из афганского дневника (Воспоминания участников войны. Мысли о войне и мире)
Поиск:


ЧВВАУЛ-81 © 2024
Используются технологии uCoz

Map IP Address
Powered byIP2Location.com