Среда, 26.09.2018, 08:45
Приветствую Вас Абитуриент | RSS
Главная | Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 13
  • 1
  • 2
  • 3
  • 12
  • 13
  • »
Модератор форума: Мамедов, Татаренко  
Форум » Рассказы о той и этой жизни » Рассказы о той и этой жизни » Из афганского дневника (Воспоминания участников войны. Мысли о войне и мире)
Из афганского дневника
СтасДата: Суббота, 04.10.2008, 19:31 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 704
Репутация: 6
Статус: Offline
05.10.1986г Уже минуло 22 года с того дня. Сердце гулко бьётся в груди и гонит горячие волны в голову, пробуждая воспоминания.
Под этой датой записано:" БШУ (бомбово-штурмовой удар) в районе Герата. 2хЗАБ-500 и 2хФАБ-100. Потом написал письмо Лене и сделал фотографии.
Шторка объектива заедает через раз. Вечером общался с Володей Иващенко."
Короткая запись, а за нею всплывают давно забытые впечатления. Когда прилетели в Афган, кто-то из политотдела ТуркВО посоветовал вести дневники, записывать события и впечатления. Может быть когда -то пригодятся..... Очень скоро мы поняли: в гробу бы мы видали такие впечатления! И ни у кого не было желания записывать что-то. А я как-то через силу заставлял себя что-то отмечать иногда.
За два с лишним десятка лет этот красный блокнотик лишь пару раз попадался мне на глаза случайно. И вот я решил открыть его. Многие из наших прошли Афганистан. И если приоткрыть "записи" своей памяти, то многие могут рассказать какая это сука - война и как хотелось остаться после неё человеком.
Призываю всех ребят составить здесь книгу воспоминаний, пока память наша ещё работает. Уверен, что на том свете архангелам скучно будет слушать это. А вот здесь вспомнить былое и рассказать о товарищах - в самый раз!

Воспоминания.......О том, что старший брат Вити Иващенко находится в Афганистане,я узнал, наверное, от Сергея Бутеску. Он в это же время жарился в Кандагаре вместе с Ваней Савельевым, Володей Роднищевым и ещё кто-то из наших там был.....
Когда в Шинданте сели Ми-6, я в лётной столовой решил подойти к вертолётчикам и узнать. Но что там был узнавать! За одим из столиков я сразу же заметил коренастого парня в кругу своего экипажа
Тот же характерный подбородок и широкие скифские скулы, те же глубоко посаженные тёмные глаза и широкий и прямой лоб, как у нашего "Дядюшки Ю".
После ужина сидели вдвоём и долго говорили. Володя летал борттехником. Никаких тебе бомбовых ударов и полётов на прикрытие. Никакой огневой поддержки и вывоза раненных и убитых из под огня. Никаких высадок десанта и поисково- спасательного обеспечения вылетов ударных групп. Они просто возили уголь в дальний гарнизон в горах.
Вот только........Грузили столько, чтобы только едва можно было перетянуть через перевалы. Когда углублялись дальше в горы, то шли по ущелью, которое становилось всё уже и уже и вскоре по обе стороны в нескольких метрах от винтов только отвесные скалы с козьими тропами. Никаких вариантов. Можно только на пределе сил тянуть вперёд. Все свободные члены экипажа в бронежилетах с автоматами садятся у иллюминаторов по обоим бортам. Если есть лишняя бронь - вешают и её на иллюминатор. Передёрнуты затворы, пальцы немеют на спусковых крюках. Если на стене окажутся духи, то будет страшная дуэль. Из АКМов в упор и насмерть. И тем и другим некуда деваться. Только убивать пока не убьют тебя. И шансов выжить практически нет ни у кого. Помню у меня от его рассказа спина холодным потом покрылась, а ведь за плечами уже был не один боевой вылет.
Они просто возили уголь....... Сука - война.

 
colonelДата: Суббота, 04.10.2008, 23:14 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1164
Репутация: 7
Статус: Offline
Стас, оценка - удивительно!!!!!!!!!!!! Но, к сожалению, читаем мы в больщей стапени сами себя (те кто пишет). А писать для себя - мягко вражаясь.....Ко всем входящим и заходящим -хоть * ставте!!!
 
НемчиковДата: Воскресенье, 05.10.2008, 18:16 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 350
Репутация: 5
Статус: Offline
Григорий, с наслаждением выполняю твою команду об отметке в прочтении. Наслаждение же состоит в лицезрении того, что "верной дорогой вы идете, товарищи!" Стас, благодарность тебе от всех читателей, а они у вас, так уж получилось, большей частью молчаливые (как говорил комэска Титаренко "Я лучше в бою скажу..."). Но, ведь читают. Вот, Десин Анатолий, тоже, я надеюсь, присоединится к моему "Браво и Бис" от публики, а уж от своего имени ему тоже есть что рассказать (слыхал от него разные истории), на их публикацию эдесь тоже надеюсь. Но, не для "публики" ты своим примером предложил, Стас, общаться поинтересней чем пока сложилось. Про архангелов ты упомянул очень концептуально: за них ничего сказать не могу, а вот наши человесеские души все это затрагивает по-настоящему. Еще один тезис в поддержку вашего творчества: сейчас нахожусь примерно на таком же расстоянии от твоей Астаны, что и раньше в Питере, только теперь на другом конце прямой Петербург-Астана-Пекин (в командировке), а вот читаю твои новые заметки (т.е. это к тому, что время и пространство не властно над особой материей души).
 
СтасДата: Воскресенье, 05.10.2008, 19:01 | Сообщение # 4
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 704
Репутация: 6
Статус: Offline
Коля, спасибо! Для меня очень важна твоя оценка. Скоро годовщина выпуска. Хотел написать рассказ посерьёзнее. Если ребята подогреют, то не посплю пару-тройку ночей.
Не хочется делать такие вещи в спешке. Но навалилось много дел. А 23-го улетаем на Тенерифе. Ежели что, то лучше там напишу. Пусть немого с опозданием. Сюжетик то как раз о выпуске. Хотелось побаловать ребят рассказом о невероятных событиях в истории ЧВВАУЛ.
 
vlasenko54Дата: Вторник, 23.12.2008, 12:44 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 401
Репутация: 2
Статус: Offline
Стас, Спасибо-у тебя талант! Никогда не бросай писать-с удовольствием читаю ВСЕ твои воспоминания

Все нормально-...падаю...
 
СтасДата: Вторник, 23.12.2008, 15:41 | Сообщение # 6
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 704
Репутация: 6
Статус: Offline
Спасибо! Я очень рад, что это нужно ещё кому-то. И моя разговорчивость в нашем кругу никого не раздражает даже на трезвую голову.
Погружаясь в воспоминания, я подпитываюсь мощной энергией. Жизнеспособность и энергетика от этого возрастают в разы. ( ну вот, это уже стиль "фэнтези")
Есть ещё неосуществлённые задумки. Оправдываться не буду (долго от этого отучивали в армии). Задачу понял. Постараюсь.
 
ДесинДата: Вторник, 23.12.2008, 19:54 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 258
Репутация: 2
Статус: Offline
Тема очень нужная и нам и нашим детям, да и внуки на подходе, пусть они узнаЮт о войне из первых уст, а не из ср....х боевиков высосаных из пальца.
 
СтасДата: Четверг, 12.03.2009, 20:30 | Сообщение # 8
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 704
Репутация: 6
Статус: Offline
Из Афганского дневника.

Была мысль написать один рассказ. Открыл свой красный блокнот, но вдруг наткнулся на большую запись, которую сделал ровно 22 года назад. Решил вот переписать её вам практически полностью.

10.03.87г.
Вернулись в Шиндант из Баграма. Были там с 21.02 по 08.03.
Очень много просидели под крышей. Лил дождь. Когда была погода – летали на удары.
За несколько дней сделал 15 боевых вылетов. Даже ТАМ были…
06.03. получил там письмо от Лены. Совсем молодец! И ребята растут. Закаляет их, развивает. Собой занимается. И скучают. А я в три раза сильнее, когда у них всё хорошо!
На востоке война. При нас в Баграме прямо на кругу сбили СУ–22 с демократом и нашим советником. Катапультировались, но на земле духи их порезали. Два вертолёта Ми-8 ПСО пошли на выручку. Уже темнело. Столкнулись в воздухе. Погибли все шесть молодых ребят двух экипажей. Через несколько дней мы всем гарнизоном провожали цинки на «чёрный тюльпан».
Обстановка сложная и бомбами её не решить. Нужен мир.
А в Шинданте уже тепло. Цветут персики. Два деревца. Больше нет. Виноград показал листочки, кое-где зелёный цвет травы. Никогда бы не подумал, что на этом лунном грунте может прорасти хоть одна травинка.
Вчера было хорошее письмо от мамы. Семёну исполнилось девять месяцев. Уже довольно хорошо прыгает лягушкой – это такой способ ползания. Папа на войне и некому научить ребёнка нормально ползать….
Дежурим второй день подряд и дальше каждый день или каждую ночь. Это такой отдых после работы на востоке. В Баграме хорошо поснимал ребят и сделал фотографии с Роднищевым и Шульгой, которые залетели туда из Кандагара. Пишу письма. Вчера Лене накатал на десять страниц. Сегодня написал родителям и Сергею Бутеску. Полдня пролетело. Посылаю фотки. Бутес прилетал сюда в моё отсутствие. Опять не увиделись.
Вечером известие – в Баграме катапультировался начштаба 1-й аэ Голубев. Ходили на удар. На боевом курсе при стрельбе НУРС стал двигатель. Два раза запускал. Обороты не расли. Видимо вылетели лопатки из турбины. Вертолёт ПСО сразу подобрал и в госпиталь. Обыкновенное дело. Превышение над уровнем моря около 2000м и скорость снижения на парашюте такая, что при ударе о континет позвоночник высыпается в трусы.

11.03.87
В звене. Слетали парой на прикрытие на юго-запад к иранской границе. Наш АН-12 заходил на посадку в Заранж. Пришли туда и сделали проходик над точкой между хвостами Ан-12 и ИЛ-76. Развлекались….. Площадка у чёрта на куличках. Начальство не любит там сидеть пыль глотать. А те, что там сидят, своих сдавать не станут…..

Добавлено (12.03.2009, 21:30)
---------------------------------------------
Дырочка

29.03.87г Дни летят и летят. 26-го прибыли из Баграма пара Бабенкова и Фещенко.
Собрались лететь мы. Но вдруг отбили. На востоке нет погоды.
23-го, кажется, летали парой на прикрытие «сухих» в самый юго-западный уголок Афганистана. Зашли в хвост паре «фантомов», но они поспешили убраться в Иран. Были за 300км от точки. РЛС не видит. Хаустов долго думал и не разрешал пуск ракет.
Мне сегодня три письма из Союза и ответ от Сергея Бутеску из Кандагара.

Больше об этом эпизоде в дневнике ничего нет. Не до того было. А вскоре снова ушли в Баграм и закрутилось….

Я отложил афганский блокнотик и взял с книжной полки книгу - новейший Большой атлас мира. Решил с помощью карты вытянуть из памяти события тех дней. Красивые карты сейчас делают…. Смотрю на Афганистан и не узнаю. Баграма вообще нет. Возле Кабула мало места для надписей. Зато на западе страны красными нитками пролегли дороги, синенькие русла рек повсюду и много населённых пунктов. Ну так вот. На самом деле всё выглядит совсем иначе. Реально на западе я видел только одну реку. Только рисовать её надо бы не синим цветом, а красным. Именно такого цвета речушка течёт через Герат. Всё остальное зрительно – безжизненное плато или пустыни, на которых не то что речка, там даже колодцы большая редкость. Их вырыли в незапамятные времена вручную на караванных тропах. Некоторые из них, судя по нашим полётным картам, достигают глубины 70 метров. Какие там могут быть реки! А на карте руслами рек обозначены промоины, которые оставляет вода после дождей. Дожди могут случиться несколько раз за зиму. Вода, не имея возможности впитаться в утрамбованную тысячелетиями глину со щебнем скатывается с плато, пока не сгинет в песках , оставив хорошо видимые с воздуха глиняные «русла». А потом снова десять месяцев ни капли. Да что там дождь! Мы в Шинданте больше полгода не видели ни единого облачка. Вообще! Никогда за много месяцев! Крупные кишлаки можно сощитать по пальцам. Не понимаю откуда на карте столько названий. Или это места, где когда-то стояли чёрные палатки кочевых пуштунов? Не знаю. Пусть картографы развлекаются. Мы летали на разведки не то что над самой землёй. Порою на высотометре высота минус 150-300 метров, но ни на поверхности, ни «под землёй» нет никаких дорог. На западе дорога только одна: из Кушки через Герат и Шиндант на Кандагар. Это я пишу для тех, кому посчастливилось не видеть тех пейзажей. У тех, кто там был и так кишки спекаются от воспоминаний о Гармсиле - ветре 120-ти дней в Шинданте и ли от дыхания пустыни Регистан в Кандагаре.
В эти дни в Шинданте был штурман воздушной армии полковник Хаустов. Надо полагать, под его руководством и был спланирован удар большой группы СУ-17, которую нам и поручили прикрывать.
Саша Лугин , мой ведущий, прикинул расстояние – топлива должно хватить, если пройти утюгами туда и обратно. Саша из выпуска 79-го года. Их в Канатово из ЧВВАУЛа в том году прибыло человек шесть, если не восемь. Отличные ребята! Налетались мы вдоволь! Правда, за все десять лет в полку, насколько я помню, никому из них не нашлось должности выше старшего лётчика. Такой был полк…
На самом краю пустыни Дашти –Марго, где граница Афганистана углом лезвия топора воткнулась в Иран , а самим лезвием отрезала границу с Пакистаном, почти в самой той точке, где сходились границы этих трёх государств и была перевалочная база духов, по которой был нацелен удар.
Вышли спокойно. «Сухие» взяли эшелон пониже, а мы где-то в районе восьми тысяч. Видимость миллион на миллион. Взяли курс на Зарандж. Пару недель назад мы с Сашей уже были здесь. Грунтовый аэродром на самой границе с Ираном. Нам нужно идти аккурат мимо него. Когда миновали Фарах, горы остались позади и мы вышли в пустыню Хаш. Где-то на смыкании её с пустыней Дашти-Марго и находился аэродромчик Заранж. Заметить грунтовую полосу, несколько построек и пару-тройку транспортных самолётов в голой гиблой пустыне совсем непросто. Всё одного цвета. Командир ударной группы потерял радиосвязь с Шиндантом. Они идут ниже и уже вышли из зоны связи. Саша начал работать для них ретранслятором. А из зоны видимости РЛС уже вышли и мы. Дальше летим в никуда и надеемся только на себя. Нас никто из своих не видит и почти не слышат. Даже поисковый вертолёт на этот удар не предусмотрен. Им туда никак не долететь. Если кто-то прыгнет, то нет ни одного шанса уйти от духов пешком по пустыне.
Лёгкая знойная дымка, но видно далеко. Вот и Зарандж. А немного западнее на территории Ирана виден аэродром Заболь. Мы уже прошли его траверс и я старался заглянуть вперёд за горизонт, тщетно пытаясь разглядеть горный хребет, который, судя по карте, должен быть на краю этой пустыни. Тщетно. Нам ещё пилить и пилить в никуда.
И вдруг резкий и взволнованный голос Саши в эфире: « Справа! Справа под 120 пара «фантомов». Прикрой, атакую!» По соплу вижу – врубил максимал и резко пошёл вправо со снижением. И снова его голос: «Смотри сзади!». Эти две-три секунды как гром среди ясного неба! Внутри меня взорвался вулкан и в голову ударило пламя адреналина! Рванул за ведущим, стараясь разглядеть самолёты противника. Вторая команда меня немного отрезвила. Я понял о чём он подумал. Стандартный тактический приём: пока одна пара отвлекает на себя внимание, вторую могут навести с малой высоты и они нас завалят как крякву на болоте. Что со мной было – не рассказать! Нельзя потерять из виду ведущего, а он уже на меня оглядываться не станет! Но как при этом держать под контролем заднюю полусферу? Я заламывал такие пируэты и так вертелся в подвесной системе, что потом синяки по телу были. Оказывается это совсем не то «прикрой, атакую!», что мы видели в кино про войну. И скорости не те, и оружие, и здесь не увидишь «мессершмита» на хвосте у ведущего или у себя, который норовит поймать тебя трассирующей очередью из пулемётика. Быть может в нашу сторону уже шуршит хвостом ракета! Как её увидеть? Как прикрыть ведущего? От неё ведь не уйдёшь! Да и некогда только назад смотреть! Обстановка неизвестна. Количество противника и его намерения неизвестны. Но они перешли границу – значит бой! Моя голова, которая, как вы помните, на короткой шее поворачивалась как у волка – вместе с туловищем, теперь вертелась как башка у филина!
Саша кричит в эфир: «Пара F-4 уходит в сторону границы! Захват тепловыми головками! Разрешите пуск!» Хаустов, слепой без РЛС, кричит с КП Шинданта: « Какое удаление от границы? На каком они курсе? Сколько осталось до границы?...» Саша снова: «Захват! Разрешите пуск!»
Хаустов делает короткую паузу…..и снова спрашивает о границе. А я сзади ломаю самолёт резкой змейкой, стараясь заглянуть назад и вниз, и вперёд на ведущего, и в перископ пока перебрасываю в другой разворот, и снова назад и вниз. Мать-перемать! У нас здесь что, граница на песке красками нарисована и весёлыми флагами обозначена? Мы лишь примерно соотносим её с размытыми глиняными полосами сухого русла «реки», которые, на счастье, хоть как-то обозначают в этом месте границу! Наконец, Саня сам принимает решение: «Уходят! Выхожу из атаки!» Разворот с набором высоты. Я держусь поодаль, продолжая осматривать ЗПС ведущего и всё, что успею. Вроде чисто. Но не расслабляемся. Похоже, воевать с нами иранцы и не планировали. Подняли дежурное звено, когда увидели, что вдоль границы идёт целая армада. Все остальные в это время может в мечети намаз читали… Эти то молодцы разогнались и перемахнули границу, причём прилично. Но кто-то на иранском КП проснулся и очень-очень вовремя повернул пару назад. Ещё бы несколько секунд и кому-то бы не повезло. Связались с «сухими». Крепкие ребята! Они, молча слушая нашу заваруху, сами ушли на цель и только что отработали. Саша доложил на КП и мы продолжили набор своего эшелона. А когда набрали высоту, то нам уже ничего не нужно было. Ни «сухие», ни война, ни «фантомы», раскрашенные под пустыню, которая простиралась внизу, казалось, без конца и края!
Топлива, чтобы долететь домой, у нас не было. Повоевали….
До Кандагара ещё дальше, чем в Шиндант, а больше вариантов нет. Ну мы и потянули на север… с наивною надеждой подлететь поближе к своим. Оставалось литров по восемьсот. Для МиГ-23 это слёзы. Да ещё и ракеты под крыльями… Благо, высота была большая. Установили самый оптимальный режим и молча пилим, стараясь реже смотреть на топливомер. Честно доложили об аварийном остатке, чтобы на земле начали волосы рвать. Когда до точки оставалось километров сто, плавненько начали снижаться. Это позволило прибрать обороты двигателя на пару-тройку делений. До этого случая мне ещё не приходилось видеть остаток топлива меньше 200 литров. А тут стрелка уже к нулю подходит. Вот уж воистину, на этой работе вечно не хватает то метра высоты, то бутылки водки, то литра керосина! ВПП строго на север. Мы так сходу, без всяких афганских крутых глиссад, блинчиками вышли на ближний привод, молясь всем богам, чтобы в начале выравнивания не встал двигатель….
На стоянку зарулили сухими.
Нас сразу же вызвали на КП. Хаустов, буквально прижав Сашу к стенке, близко придвинув к нему своё возбуждённое лицо и тыкая пальцем в Сашину грудь начал отчитывать: «Ну что же ты не сбил их?! Сейчас бы уже дырочку для ордена просверливал!» Я помалкивал. Было отчётливо видно, что Хаустов по такому случаю мечтал бы и на своём кителе сделать дырочку для ордена за грамотное руководство операцией. Саня устало доложил всё как было. Мы были рады, что вообще вернулись на аэродром. Долго говорить было не о чем. Нас скоро отпустили и мы потащились в модуль. Саня эмоционально и морально был просто выжат! Даже говорить не хотел об этом. А ещё и докладную нужно писать. Но я видел как он в последующие дни мучился. Надо было сбивать, или нет? Хотя и понимал, что если бы сбитый F-4 упал на афганской территории, то героем был бы Хаустов и, наверное, и он, капитан Лугин. А если бы «фантом» дымил до своей территории? Или если бы обломки самолёта ночью на ишаках перевезли на ту сторону и подмели за собой песок? Тогда его одного подвесили бы за гениталии! Саша это понимал! Но все же…
А я, лёжа вечером на кровати, рассуждал вслух, чтобы как-то успокоить его: « Ну и ладно! Мы прилетели целыми. Лежим вот, отдыхаем. А те горячие иранские парни вернулись к своим жёнам и маленьким ребятам – иранчатам и рассказывают как геройски они выступили против армады самолётов! Какие у нас с ними счёты? Пусть живут себе! Разве это стоит какой-то дырочки?!
Через пару дней в газете «Известия» прочитали информацию, что правительство Демократической Республики Афганистан заявило ноту протеста Ирану в связи с нарушением воздушной границы на западе страны. Указывалось так же, что самолёты ПВО Афганистана вынудили нарушителей убраться на свою территорию.
Как потом оказалось, у этой истории появится и вторая часть и ещё один финал. Причиною этому послужило событие, которое навсегда осталось в моей памяти как серьёзный жизненный урок, вынесенный мною с войны.
Буквально через две недели после описанных событий, на аэродроме Зарандж должен был выполнить посадку Ан-12. Наверняка они привыкли к визуальным полётам. Да и какое там оборудование могло быть на таком аэродроме? Радиостанция, разве что.
Короче! Поднялась пыльная буря и ребят закружило. Чудом увидели полосу, плюхнулись, пока буря не разыгралась ещё сильнее. Но пока осматривались сквозь песок, им под колёса кинули колодки и стреножили. Оказалось, что они залетели в Иран и сели как раз на аэродром Заболь, с которого на нас выходили иранские истребители.
Как нам потом рассказали, один из ребят экипажа кинулся, пользуясь сильной бурей отцепить колодки, но его сразу подстрелили и на том попытки закончились. А позже просверлили отверстие, пустили в салон газ и ребятам пришлось выйти на свежий воздух.
У Советского Союза с Ираном были свои особые отношения. Министерства иностранных дел двух государств быстренько перетёрли эту тему, самолёт из Союза привёз другой экипаж и вскоре с благодарностями и извинениями все благополучно вернулись домой ……на разбор полётов.
Я тогда сказал Саше: « Представляешь, какой могла быть цена твоей дырочки? Если бы ты две недели назад завалил их лётчика, то наших ребят там всех бы изрешетили!» Саня был с этим полностью согласен и тогда только ему окончательно полегчало.
Доколе ещё пилоты разных стран будут смотреть друг на друга через прицел? Доколе ещё палец будет дрожать на боевой кнопке у нормальных пацанов, влюблённых в небо?
Ради чего? Ради дырочки?!

Сообщение отредактировал Стас - Среда, 18.03.2009, 17:20
 
ЛевшаДата: Вторник, 17.03.2009, 19:14 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 157
Репутация: 6
Статус: Offline
Стас не сомневайся! Прочти по сылке
http://ukravia.narod.ru/works/afg01.html
Оценивая действенность истребительного сопровождения, надо ометить, что в большинстве случаев "прикрышка" свое дело делала, самим своим присутствием сковывая активность противника и предупреждая нападения на советские самолеты.
Как известно, "лучший бой - тот, который не состоялся".
 
СтасДата: Воскресенье, 29.03.2009, 21:28 | Сообщение # 10
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 704
Репутация: 6
Статус: Offline
«Командир»

Информация, представленная в статье, даёт общую картину околовоздушной обстановки. Но охвачено, конечно же, не всё. Кое о чём и я, не смотря на прошедшие десятилетия, предпочту промолчать, ибо нам настоятельно это рекомендовали. Здоровее буду.
Одно скажу: неспроста пакистанская сторона имела на нас зуб. Не такие уж мы были белые и пушистые…..
О том, что сбили командира нашего полка Леонида Фурсу сказано очень коротко.
Могу добавить подробностей, коль уж здесь тема воспоминаний и размышлений о войне.
Я в это время был в Баграме. Работали плотно по обычным нашим направлениям: минирование караванных путей в районе Асадабада, Джелалабад и Парачинарский выступ, ну и, конечно же, Хост. Там операции шли одна за другой и наши полторы эскадрильи ходили на удары без отдыха, плюс полёты на прикрытие Су-25-х и Су-17-х. Воздушная обстановка накалилась. Часто сообщалось о появлении возле границы пакистанских самолётов и во время вылетов на прикрытие лампочки предупреждения об облучении переливались как гирлянды на новогодней ёлке. Ударные группы шли волнами: сначала Миг-23 сбрасывали что-нибудь тяжёленькое, потом Су-17 валили всё, что могли донести, а за ними Су-25 точечными ударами старались заглушить оставшиеся точки. С прикрытия часто возвращались вымотанными сильнее, чем с удара.
Командир полка строжайше приказывал выполнять удар с первого захода и следом сразу уход от границы. Самолётам прикрытия часто трудно было поместиться между целью и границей и приходилось ходить выше группы, стараясь маневрировать так, чтобы прошарить радиолокационным прицелом опасные сектора. Эффективность таких действий, честно говоря, была спорной. Но и надеяться можно было только на себя. Наши наземные РЛС ничего не видели и помочь не могли, особенно в плане обстановки на малых высотах, зато пакистанцы видели нас прекрасно из-за близости к их пунктам наведения. Так и работали. Наши опытные комэски, которые водили ударные группы свято выполняли это распоряжение. Зависать над целью – себе дороже! На земле главное – высчитать точно над картою высоту сброса. От неё уже высоту ввода в пикирование. А эти высоты всегда разные. И упаси боже ошибиться! Ну и ещё обязательно несколько зацепок – ориентиров. Это в горной местности – самое трудное. Дальше то просто: энергичненько ввод в пикирование (с полной бомбовой нагрузкой это интересно), угол 45*, скорость 1000 по прибору, строго по высоте сброс и вывод! Никакой баллистики и траекторий, которые отрабатывали в мирное время на полигонах. Бомбам просто некуда деваться! Кажется, что так колом под 45* они и должны воткнуться в горы. Эффективность такого бомбометания мне приходилось наблюдать, т.к. я почти всегда при ударах восьмёркой был ведомым крайней пары и если ввод в пикирование по одной цели был чуть растянут в группе, то крайняя пара видела как ложились бомбы первой пары или звена. Если всё сделано как надо, то бомбы врубаются в цель как прямой шар в лузу! А куда им деваться при таком то угле пикирования? Вот тебе и вся фронтовая баллистика.
В тот день всё началось как обычно. Рано утром первую ударную группу повёл в район Хоста командир полка. Вторая группа готовилась на аэродроме, ещё и ещё раз царапая глазами карту и стараясь зацепиться за конфигурацию хребтов, изгибы и выступы, чтобы сразу на подлёте увидеть цель. По времени уже скоро должна вернуться первая ударная группа. И вот появляются они, но как-то недружно. А на посадке видим, что они сели с бомбами. Первым из этой группы я увидел своего друга и бывшего ведущего, с которым летал несколько лет – Сашу Осипенко (ЧВВАУЛ- 79г). На мой вопрос он коротко ответил: «Командира сбили».
Все собрались в домике на старте и напряжённо ждали известий. Замполит полка,
который был ведомым у командира, рассказал что видел. А видел огромный факел огня за самолётом. Говорил, что никогда не думал, что самолёт наш может так гореть. Естественно, он стал кричать: «Горишь! Прыгай!». Но куда там прыгать? Внизу бородатые. Хост почти в осаде. Он со снижением пошёл в сторону города. Наверное пробовал скольжением сбить пламя, но куда там потушить такую сигарету! Нервов хватило тысяч до трёх. Катапультировался. Горные ветра непредсказуемы. Его потянуло в сторону духов. Но потом вошел в другой поток и его, вроде как, понесло туда, где были наши позиции.
Прошло часа полтора или два и пришло известие, что его вывез в Хост афганский вертолёт, а там переложили в наш Ми-8 и повезли в Кабул в госпиталь. Повреждён позвоночник. Ну, это то понятно. Без вариантов. Вернее, другой вариант мог быть только хуже.
Наверное, на следующий же день, замполит поехал его проведать и, вернувшись, делился впечатлениями. О событиях в небе всё и так было ясно насколько это возможно, но самые сильные впечатления были другого плана. Не смотря на то, что система спасения сработала как надо, при приземлении позвоночник удара не выдержал. Кое-как лётчик заполз за камень и подтянул за фалу НАЗ. Вытащил автомат и занял оборону. По счастью приземлился недалеко от позиций афганцев-демократов. Те бросились на выручку, махая руками и крича: « Шурави! Помогай!» Но Фурса остановил их, угрожая открыть огонь и сказал, что будет ждать вертолёт. Ну не доверял он афганцам! Даже «зелёным». Афганский вертолёт оказался ближе нашего. Рассудив здраво, что на нём наверняка не духи, лётчик опустил автомат и позволил погрузить себя на вертушку.
Ну а дальше всё по-житейски банально – лежит в госпитале пластом в ожидании отправки в Союз и почти ничего не ест, чтобы как можно реже просить судно у сестричек.
Но больше всего замполита поразило то, что у командира были переломаны и оборваны ногти на руках! Дело в том, что когда он вытащил автомат АКМС-У, то знал, что для прицельной стрельбы нужно отложить складной металлический приклад, но как это сделать он не знал! Поэтому рвал приклад пальцами, откорябывал ногтями, но так и не сообразил где та кнопка, которую нужно нажать. Это мы, лётчики, по его указанию, ещё в Союзе знакомились с этим автоматиком и пробовали пару раз обстреливать его в Афганистане, пока он, раскалившись, не начинал плевать пулями перед собой. Ещё в Канатово при подготовке командир нам говорил: «Сбивают крайних в группе! Готовьтесь, потому, что вас собьют!» Похоже, он никак не рассчитывал, что сбить могут его.
Мы то были готовы. Перед уходом в Афган мы с Мишей Спиридоновым, лётчиком нашего полка даже геройски решили вооружиться хорошими тесаками и он по своему охотничьему билету купил два ножичка «для разделки китов». Наверное, они оба до сих пор так и висят у него на учёте в охотничьем билете. Реликвии. А потом в Шинданте вертолётчики одолжили мне две «лимонки» с подсумком и подсыпали запас патронов к пистолету. Так что хватило бы не только самому застрелиться, но и в войнушку немного поиграть с бородатыми. Большинство же ребят подобными иллюзиями не страдали, а просто верили в себя, в самолёт, да в удачу и летали с одним «Макаровым» в кармане. Но при этом, конечно же, знали, где у автомата та пипочка, которую нужно нажать, чтобы отложить приклад.
Через несколько дней лётчиков собрал в классе полковник то ли с политотдела армии, то ли округа и начал нерешительно излагать свой вопрос. Сначала намёками, а потом всё прямее и с заверением, что разговор этот не выйдет за пределы класса. Дело было совершенно необычное в практике тогдашних отношений в армии. Полковник сказал, что верхнее командование хочет знать мнение лётчиков о том, считают ли они целесообразным представить нашего командира полка по примеру Руцкого к званию Героя Советского Союза. Ну а кому жалко награды для боевого лётчика? Да и разве это не здорово, когда полком, в котором ты летаешь, руководит Герой Союза!?
Мы, кто помоложе, сидели, набрав в рот воды. А канатовские деды и комэски единодушно сказали: «Нет!» Объяснений, как было условлено в начале беседы, никто не потребовал.
Всё дело было в человеке вообще. Ну и в этом срыве боевого задания в частности. Как я уже говорил, Фурса повёл первую группу рано утром. Чтобы восходящее солнце не слепило глаза на вводе в пикирование, командир решил против обыкновения выполнять заход на цель восточнее и затем свалить правым разворотом. Пилоты поймут, каково это с полной бомбовой нагрузкой плотным строем пар через правую руку крен 120*, энергично на себя до угла пикирования 45-50* и вывод точно на боевой курс. Всё бы ничего. Приходилось делать и это, хоть и не любили. Куда вернее левым разворотом!
И вот, когда группа вышла в заданную точку, то командир цели не нашёл. Видимо понадеялся, что район уже знал неплохо и были кое-какие зацепки. Но он не учёл, что горы, подсвеченные с востока восходящим солнцем, дают в это время такие тени, что картина на земле меняется до неузнаваемости! Тогда он делает пару зигзагов и пробует повторно завести группу на цель уже левым разворотом, что по условиям боевой обстановки сам категорически запретил. И в этот момент вспыхивает! Чем и как его сбили и было ли это результатом попадания ракеты так и осталось до конца неясным. Были разведданные, что к границе подтянули пару зенитно-ракетных комплексов. Они могли бы достать. Могла достать и ракета, пущенная истребителем. Но это было над афганской территорией и в любом случае пакистанцы не стали бы признаваться в победе.
Короче, все лётчики понимали, что если бы группу вёл другой и выписал над целью такие кренделя, то Фурса бы его с грязью смешал! А между собой ветераны полка обмолвились, что командиру полка крупно повезло, что сбили его самого. Если бы по его вине погиб кто-то из ребят, то отношение к нему было бы совсем чёрным.
Каждый из нас делает ошибки в жизни. Но ошибки командиров всегда виднее. И ладно бы профессиональные ошибки. Их легче прощать и понимать, так как это работа и тут всякое может быть. Я не берусь судить чего он достоин и чего не достоин. Не такого калибру я летун, чтобы об этом судить. Только хочу добавить здесь ещё один факт из афганского периода. Серёжку Мединского в Баграме что-то занесло на КП и он там, весело перешучиваясь с планшетистками, разыгрался и, воспользовавшись моментом, незаметно убрал стул позади одной из них. Девчонка, шлёпнувшись на попку, расплакалась. Подружки и сам Сергей бросились её утешать. На беду Фурса был где-то рядом и подружки не нашли ничего умнее, как пожаловаться прямо ему. И что сделал командир всех лётчиков за такую мальчишескую глупость Сергея? Нет. Он не посоветовал ему набрать конфет в магазине или фруктов в лётной столовой и пойти осчастливить деваху извинениями, подарками и моровою чашкой чаю. Он приказал вернуть его документы на орден «Красной Звезды». В итоге, выполнив на войне три сотни боевых вылетов, Сергей единственный из летчиков нашего полка вернулся домой без боевого ордена. Как это называется – судите сами….. Такой вот был «командир».

Несколько лет назад мельком видел Фурсу в новостях в должности зам главкома ВВС Украины. Наверное нужны были такие люди, чтобы довести авиацию Украины до сегодняшнего уровня…..
Грустная история. И ещё немного правды о войне. Моими глазами.
Парни, а кто ещё чего видел и знает? Может повеселее сюжет кому-то вспомнится?

 
vlasenko54Дата: Воскресенье, 29.03.2009, 22:24 | Сообщение # 11
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 401
Репутация: 2
Статус: Offline
Грустно и противно...Ну почему порядочность командира полка в наших ВВС-исключение?И как всегда-хреновая подготовка комсостава к полетам..На что надеялись отцы-командиры?Железяка не выбирает,кто в ней сидит-полковник или "зеленый летёха",а валит неумелого и неподготовленного...Чернигов 1977год.Переучиваемся на махолеты(МиГ-23).Самолет страшный и в основном все машины из строевых частей.Настал и мой черед-взлетел,сходил в зону,захожу на посадку...На траверзе выпукаю шасси-ну и понесло...Ощущение,что сидишь на табуретке с одной ножкой и руках держишь тарелку супа..3 разворот выполнил с креном 20-вышел на прямую и плавно плавно сел.Зам.нач.ЧВВАУЛ спрашивает"Ну что сынок заработал червонец?(за полеты на махалетах добавляли 10 руб к окладу) Я в душе выматюкался и пошел в высотку..Ну по поводу командиров-я уже летал полгода на 23х,сижу в кабине и тут на стремянку залазит Барановский-"Ну скажи фактически-рассказывай кака ЕГО запускать?"Я минут 20 рассказывал ему.Затем он взял ЗШ и пошел к боевому...Когда прилетел,подходит ко мне и говорит"Как вы на них летаете?Меня если бы командующий не заставил- я еще бы год к 23 не подошел.Взлетел,убрал шасси,закрылки-он падло лезет вверх..Я его от себя-он вверх! И так 40 минут по маршруту" Я ему говорю"А триммер?" Короче триммер он не включил и все 40 мин полета боролся с самолетом-хорошо хоть бог его силой не обделил..Вот так они готовились к полетам. Ну и на последок- фото полка гв.полковника Тамаровского.Вот как нужно было любить своих пилотов и полк,чтобы сделать такое построение? Человек уже на дембеле-живет во Владивостоке,а ему пишут досих пор даже планшетисты и благодарят... Простите если не в тему sad
Прикрепления: 9347044.jpg(47.6 Kb)


Все нормально-...падаю...

Сообщение отредактировал vlasenko54 - Воскресенье, 29.03.2009, 22:28
 
kuslin2Дата: Воскресенье, 05.04.2009, 02:45 | Сообщение # 12
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 502
Репутация: 0
Статус: Offline
Атака нц. Снимок сделал к-н Подсидков

Прикрепления: 0799825.jpg(281.7 Kb)


Павлов М В
 
kuslin2Дата: Воскресенье, 05.04.2009, 02:49 | Сообщение # 13
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 502
Репутация: 0
Статус: Offline
Все что осталось. Место гибели п/п-ка Якименко

Прикрепления: 4951775.jpg(155.2 Kb)


Павлов М В
 
kuslin2Дата: Воскресенье, 05.04.2009, 02:54 | Сообщение # 14
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 502
Репутация: 0
Статус: Offline
Грозный. 2000г.

Прикрепления: 7502802.jpg(390.6 Kb)


Павлов М В
 
kuslin2Дата: Воскресенье, 05.04.2009, 03:01 | Сообщение # 15
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 502
Репутация: 0
Статус: Offline
cry

Прикрепления: 3799102.jpg(244.4 Kb)


Павлов М В
 
Форум » Рассказы о той и этой жизни » Рассказы о той и этой жизни » Из афганского дневника (Воспоминания участников войны. Мысли о войне и мире)
  • Страница 1 из 13
  • 1
  • 2
  • 3
  • 12
  • 13
  • »
Поиск:


ЧВВАУЛ-81 © 2018
Используются технологии uCoz

Map IP Address
Powered byIP2Location.com