Среда, 08.05.2024, 04:37
Приветствую Вас Абитуриент | RSS
Главная | Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Мамедов, Татаренко  
Форум » Рассказы о той и этой жизни » Рассказы о той и этой жизни » То ли еще было (О полетах!)
То ли еще было
Andrew_78Дата: Вторник, 15.02.2011, 15:16 | Сообщение # 181
Курсант
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
mgm1958, Григорий, добрый день! Очень заинтересовал Ваш рассказ о столкновении Су-25 в воздухе. И фото не рядовое. Спасибо! На основном ПВД видны цифры зав.номера самолёта. Вроде бы читается 0300... На оригинале снимка его не видно? И вообще хотел бы пораспрашивать вас о службе в 378 ошап. Как вы на это смотрите? С уважением.
 
mgm1958Дата: Вторник, 15.02.2011, 18:57 | Сообщение # 182
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 732
Репутация: 9
Статус: Offline
Quote (Andrew_78)
Очень заинтересовал Ваш рассказ о столкновении Су-25 в воздухе.

Андрей, здравствуй! Что смогу, напишу. А почему Тебя Поставы интересуют?
 
orabey_yuraДата: Пятница, 18.02.2011, 13:02 | Сообщение # 183
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Offline
Конечно сделаю, но чуть позже как сын приедет.
С Павловым Николаем работал и летал в 322 уап в г. Канте. Удивительно спокойный уравновешенный человек. Прекрасный специалист. Работу свою знал хорошо и других учил этому прекрасно. Меня всегда удивляло то, с каким терпением этот человек занимался своей работой. Педант - говорили о нём лётчики, а я считаю, что из-за таких "педантов" мы не нажили в то трудное время лишних аварий и предпосылок. Одно дело учить Советских курсантов, а другое Курсантов из Африки и Азии. Откровенные слабаки. А Павлов с этой задачей справлялся. Принимал у него документацию когда выдвинули на должность зам.ком АЭ. Ничего переделывать не пришлось- всё на месте всё чётко. Настоящий инструктор, наставник, лётчик.
С уважением Орабей Ю.В.


Не имей 100 рублей...
 
orabey_yuraДата: Пятница, 18.02.2011, 13:47 | Сообщение # 184
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Offline
Боровая после полёта на высший пилотаж

Прикрепления: 2899878.jpg (145.1 Kb)


Не имей 100 рублей...
 
Andrew_78Дата: Вторник, 08.03.2011, 12:40 | Сообщение # 185
Курсант
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
mgm1958 с коллегой работаем над серьёзной книгой о Су-25. Хотелось бы разместить материалы о 378 ошап (в том числе и ваш случай) в соответствующих главах - информация о полке после вывода из ДРА - достаточно скудная. И конечно приветствуется любой фотоматериал и артефакты. Думаю, что мои вопросы выходят за рамки темы этой ветки, поэтому предлагаю перейти на е-мейл. Мой адрес: andrewkalvin[@]mail.ru. Пришлите пожалуйста, тестовое письмо - я отвечу. Спасибо!
 
КусейДата: Пятница, 18.03.2011, 11:54 | Сообщение # 186
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Репутация: 11
Статус: Offline
Кое что написал, а в какой раздел запихнуть-не соображу. Если что У.В.И.Т. поправит. Спасибо.
Прошу прощения, если мои рассказы в чем то повторяются, просто жизнь так устроена, что события следуют друг за дружкой и они конечно же взаимосвязаны. Писатель из меня не великий, не судите строго, описываю события под впечатлением эмоций - слабых отголосках тех эмоций, которые вызывали события почти тридцатилетней давности. Тему навеяли страшные события в Японии.
Чернигов. 1е мая 1986го года – удивительно солнечное утро, воздух чистый и прохладный, хочется дышать полной грудью! Праздник! Настроение приподнятое! По поводу первомая - построение полка на училищном плацу, прохождение торжественным маршем, потом, как- то неожиданно, ком. полка п-к Самсонов Б.П. отвел всех в сторону и, вдруг изменившимся, глухим голосом объявляет – «Товарищи, 26го апреля произошла ядерная катастрофа на Чернобыльской АЭС, полеты временно прекращены - все в отпуска». Вот так закончился праздник и начались суровые, почти военные будни.
Приезжаю после праздника домой ( я снимал комнату на Подоле – это район Чернигова, чудное место! На окраине соснового леса, где жена с годовалой дочкой частенько кормили орешками настоящую рыжую белочку Катю!). Первым делом закрываю форточку. (Кто не знает – от Чернобыля до Чернигова – 70км, а Подол – самая близкая точка в ту сторону. «Летчиский» ум подсказывает, что ветер дует строго от Чернобыля, и дует уже неделю эту гадость. Хотя впоследствии и говорили – ангел хранитель оберегает Чернигов и все прошло мимо! Сомневаюсь…).
Обьясняю жене, так мол и так, вам нужно срочно уехать. Сразу уехать, к сожалению, не получилось.
Из нашей 4й аэ оставили 4х человек на организацию дежурства дежурными штурманами, это я, Толик Десин, Андрей Белоус и штурман аэ - Степанянц Володя, остальные – в отпуска. Руководил авиацией г-м Антошкин.
Картина тушения АЭС разворачивалась у нас на глазах с первых дней. Уже 3го мая на аэр. Певцы посадили две аэ «вертушек» Ми-8 п/п-ка Серебрякова и Ми-6 м-ра Гашева
( или Гашина, не помню фамилию точно) кажется, из Александрии и откуда-то из Прибалтики. Обстановка была очень напряженная, (хотя нам всего не рассказывали – но мы то находились на «вышке» и многое знали). На КДП всегда было 2-3 разнолампасных генерала.
Ученые опасались термоядерного взрыва, т.к. под реактором, якобы, находилось озеро с «тяжелой» дейтериевой водой и если бы бетонная «подушка» под реактором прогорела… катастрофа приобрела бы планетарный масштаб. Уровень радиации в «жерле» доходил до 1200 рентген и температура около 1000 град. Начали с фотосьемок реактора, на огромных фотографиях все было видно в мельчайших подробностях. Замеры уровня радиации поначалу делали так – зависали над реактором и прибором в виде насоса (через открытую форточку-«блистер»!!!- брали пробы воздуха!). Наш обычный дозиметр (который похож на авторучку) на веревке опускали чуть ли не в сам реактор, но он ничего не показал. Вскоре привезли японские накопители и выдали всем вертолетчикам (вешались в районе пояса) и каждый день снимали с них данные. (Ну а первые дни летали без них!). При дозе, по моему, 25 рентген летчиков заменяли. Как я потом узнал – через какое то время многие из них хрипели, как-то это повлияло на голосовые связки. Что было с ними дальше – одному богу известно. В летной столовой всем давали пилюли от радиации. Как потом выяснилось – тоже не безвредные. Хотели еще выдавать красное вино, (как подводникам), но вместо красного «кабернэ» пригнали цистерну белого. Слышал, как один из генералов орал на кого-то из снабженцев, что он в жизни не слышал о белом «кабернэ». Куда делась та цистерна, не знаю.
Помню летчика- испытателя Грищенко на Ка-32м (чуть ли не петли крутил над КДП!) – он таскал на тросе тепловизор и определял очаги разбросанного ядерного топлива – а солдатики потом все это лопатами быстренько убирали. О судьбе Грищенко много позже узнал из СМИ – ему делали пересадку костного мозга в Германии, но неудачно… Видел академика Легасова , веселый, лысый, очкастый мужик – переодевался в белый одноразовый комбез у нас на КДП. Его, впоследствии, сделали чуть ли не главным виновником той аварии, т.к. это был его проект АЭС. Работал он на ликвидации без замены и, в конце-концов, застрелился.
М-р Степанянц с г-м Антошкиным руководили сбросом груза с вертушек в «жерло», возле самого реактора, на стадионе. Руководил, собственно Антошкин, а Вова был на подстраховке. А сбрасывали мраморную крошку (доломит), песок, парашюты (капрон), свинец... Первое время это делали так – вертушка подлетает к реактору – открывается дверь и руками сбрасываются мешки! А как же еще? Никто раньше с этим не сталкивался! О людях никто не думал. Задача стояла, ее нужно было выполнить любой ценой. Позже, кто-то умный, додумался груз вешать на внешнюю подвеску. Потом стали выстилать пол в вертушках тонким листовым свинцом, для снижения воздействия на экипаж. Как-то ночью я принял три борта Ан-12 из Рязани с десантными парашютами, говорили - капрон хорошо заплавляет очаги. На короткое время уровень действительно снижался, а потом опять… Были еще Ан-12е с грузом дроби ( да-да, обычной охотничьей дроби) – 80 тонн! Собирали по всему Союзу. Оказывается – какие то деятели, там, «наверху», додумались заплавить все свинцом, а то, что свинец сам по себе почти радиоактивен – не подумали. После сброса дроби уровень с 700 рентген подскочил опять до 1200, за счет паров уже радиоактивного свинца.
Через месяц на нашем аэродроме радиация тоже стала запредельная (если не вру – 1рентген на высоте 1 метр – а в час или в сутки не знаю, и тогда не знал, подслушал где то) и вертушки стали сажать в Малейках на дезактивацию, а попросту – обливали водой с мыльным раствором, но вертолетчики неохотно туда залетали т.к. там выстраивались длинные очереди на обработку и они искали любой предлог, типа задира лопастей - и летели напрямую в Чернигов. Я еще подумал – бедные вертолетчики, их везде бросают в прорыв, в Афгане, здесь… Еще через месяц их перебазировали в Гончаровское.
Чернигов обезлюдел, по улицам бегали только собаки и летали обрывки газет. Картина была удручающая. Лето, жара, пыль. Я в Чернигове не был с тех самых событий, та картина до сих пор стоит у меня перед глазами.
Пострадал Чернигов от радиации или нет? По официальным данным – нет. Его спасла роза ветров (или ангел – хранитель (уже упоминал), обилие храмов – кому что нравится). Значит меня подвел мой «летчиский» ум? Сомневаюсь…
Но вернемся к событиям тех дней. Жену и годовалую дочку я перевез в Конотоп. Раз в две недели удавалось вырваться на побывку в выходные. Потом уже жена мне рассказывает – у нее школьная подруга на рынке работала – замеряла дозиметром продукты на предмет радиации. Подруга и ее в шутку померяла – и эта штука зазвенела! Но, почему то одна сторона тела – оказывается, там, где лежал муж (то есть – я)! И это после душа!
Помню, позже, Вова Степанянц вернулся из Москвы, с медобследования, веселый. Рассказывал, что ученые на его фуражке обнаружили неизвестные науке радионуклиды. Фуражку изьяли, выдали новую, дали большой пакет «баралгина» (мощного обезболивающего). Он искренне удивлялся – зачем? Уже служа в Казахстане слышал, (дай бог ему здоровья) что он умер, но вот сейчас Толик Десин говорит-жив курилка. А г-м Антошкин долго болел, безуспешно лечился у докторов, но вовремя обратился к какой-то бабульке - знахарке, и она его выходила, отпоила травами…
Через 2 месяца наши летчики вышли из отпусков и мы перебазировались на лагерный аэродром Первомайское, успешно обучили курсантов.

На этом можно было бы и закончить этот рассказ, это мое видение произошедшего, может ребята дополнят по своему, но эта история имела неожиданное продолжение для меня.
После курсантов, где-то в конце сентября – начале октября 86г, наш полк сдавал итоговую проверку, я уже готовился к отпуску и переводу, подходит ко мне ком. звена Валик Шеремет и передает «просьбу» ком аэ (или ап?) – мол, т.к. я уже имею опыт руководства вертушками – сьездить в Малейки на два часа, принять и отправить два Ми-6 с грузом. Ну не мог же я, советский офицер, отказаться! Выдали мне «ветродуй» (анемометр) и р/ст (типа-«ромашка»).
Не помню, на чем я добирался до Малеек (по моему, на первой электричке до Гирманки- а там вдоль леса до Малеек). Помню рассвет, туман, холод, сырость. Иду вдоль леса и вспоминаю знакомые места. Вон возле того леска мы курсантами видели лосенка. А там рыбу «топтали». Тут я курсантом собирал грибы и ягоды своему инструктору, потом мои курсанты собирали грибы мне. Здесь погиб Поль …
Бррр!!!. Холодно! Осень золотая! Эх, сейчас бы грибочков, да с картошечкой, да с рюмашечкой! Потом вспоминаю, что здесь все изгажено радиацией, по спине проходит холодный озноб.
Вот из тумана вырисовываются наши «коттеджи» - домики инструкторов. Иду на аэродром, подхожу ближе, а нашей железной ВПП – нет! В тумане просматриваются лишь две аккуратные стопки железных плит. Пришел на место, разложился, доложил о готовности ровно в 9.00 (естественно, никто не ответил - кто меня мог услышать в «ромашку»?). «Туман – туманище, седая пелена», песня красивая, а туман, действительность - нет…За шиворот противно лезет не то холод, не то – подлый и невидимый враг. Ощущаешь его каждой клеточкой. Я ведь родился и вырос там, где добывали урановую руду. Отец у меня был шахтером. Первый раз я от него услышал этот «забавный» случай – в наш город ехала делегация японцев, на подъезде к городу у них дружно сработали дозиметры, они развернулись и, извинившись вежливо, уехали обратно… Тоскливо улыбнулся… Лучше не думать об этом, а то становится не по себе…А говорили – на два часа, что там – два рейса вертушки!
Только к 12.00 туман разошелся и я принял первую Ми-6. Оттуда выскочили бравые прапорщики, за минуту застропили одну «стопочку» и улетели в сторону Гончаровского полигона. Часа через два забрали вторую стопку – махнули мне на прощанье и улетели.
А я, как не знаю кто, поплелся обратно - на электричку, голодный и холодный, злой и никому не нужный. Вот тебе и два часа… Появилось ощущение, что меня «кинули».
Вот так я поучаствовал в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и ликвидации нашего любимого аэродрома Малейки.
Ощущение «кинутости» появилось еще раз, после развала Союза.
Вот так то. Свой бой мы выиграли, честно выполнив свой долг. Иначе и быть не могло. Мы живы, а значит уже победили!
Желаю Всем здоровья еще на долгие-долгие годы! И – удачи! (И япошкам тоже.)


Desent

Сообщение отредактировал Кусей - Пятница, 18.03.2011, 13:59
 
ТатаренкоДата: Пятница, 18.03.2011, 15:30 | Сообщение # 187
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2720
Репутация: 15
Статус: Offline
Толя, я старый курсант и не знаю слов любви... Но я горжусь, что учился с тобой в одном классном отделении.

 
КусейДата: Пятница, 18.03.2011, 17:41 | Сообщение # 188
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Репутация: 11
Статус: Offline
А я че...я ниче... Это все пацаны. И не горжусь, а гордюсь. biggrin

Desent
 
СтасДата: Пятница, 18.03.2011, 18:10 | Сообщение # 189
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 719
Репутация: 6
Статус: Offline
Многие на Чернобыле проявили отвагу вперемешку с безрассудством и неподготовленностью. На отваге ликвидаторов чаще всего у нас и выезжают. Хорошо помню генерал-майора Антошкина. Не знаю, часто ли он бывал в училищных полках. А в Канатово любил наведаться и построить лётный состав. В прямом смысле построить.
За это он получил прозвище "генерал Линейкин". Он, конечно, на ликвидации попал в самый центр событий и ему досталось. А до этого было впечатление, что весь смысл его деятельности в том, чтобы прилетать в полки, строить всех на ЦЗ и с линейкою обходить весь строй и замерять с точностью до миллиметра расположение крылышек на петлицах, интервал между звёздочками, расположение наградных планок, наличие у офицеров носовых платков в левом кармане и расчёсок в правом кармане. Видимо, энергетика у человека была невероятная и он не знал куда её применить в мирное время.
Он же встречал нас, когда мы вернулись из Афганистана. На аэродром были привезены семьи, по громкой объявляли посадку каждого лётчика и нашим детям показывали как папа садится, прилетев с войны. Моему старшему сынишке ещё не было и пяти лет, но он разыскал меня на стоянке в ряду самолётов и сообщил, что мама с маленьким Семёном спряталась в высотке. Малыш от рёва самолётов сам начал неудержимо кричать и Лене пришлось убегать в помещение. Она так ни разу в жизни и не видела как я летал.
Как только садилось очередное звено, командир звена докладывал подошедшему Антошкину о выполнении задачи и тот проводил первый инструктаж боевых лётчиков на родной земле. Цель его напутствия заключалась в том, чтобы внушить нам, что мы теперь должны забыть все прежние порядки и перейти к строгой дисциплине мирного времени, не задирать нос, не кичиться боевым опытом, а неукоснительно следовать воинским требованиям. Это были первые слова, услышанные нами на родном аэродроме. Мы стояли у своих остывающих мигарей в измятых комбезах, на которых афганская пыль смешалась с нашим потом, молча поглядывали на свеженькую звезду Героя Советского Союза на кителе генерала и думали: "Генерал, неужели тебе трудно выдавить всего то три слова - "добро пожаловать домой"?"
И были очень рады, когда он пошёл дальше по стоянке инструктировать следующее звено. А мы рассыпались, чтобы найти и обнять своих жён и детей.
Спасибо за рассказ, Анатолий. Это важно. Никаких таких вещей не слышал о тех событиях.
 
КусейДата: Пятница, 18.03.2011, 18:31 | Сообщение # 190
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Репутация: 11
Статус: Offline
Да, Антошкина мы тоже недолюбливали, а впрочем, кого мы "долюбливали"(и слово то какое то дебильное). Но когда услышал, что человек болеет, искренне стало его жалко.И стал он чуть человечнее, что ли.

Desent
 
mgm1958Дата: Пятница, 18.03.2011, 19:01 | Сообщение # 191
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 732
Репутация: 9
Статус: Offline
Толя, тут кроме гордюся еще и огромное спасибо за ту жертвенную работу, которую вы делали в то время!!! hands hands hands
 
захДата: Пятница, 18.03.2011, 19:09 | Сообщение # 192
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 247
Репутация: 10
Статус: Offline
Извините, что в разговор встрял, но...
Служил я под началом Антошкина в Николаевке.Он (вертолётчик) командовал авиацией САВО, и наш 16-й САК был кусочком этого САВО. Иногда мы называли его не "смешанный", а "смешной" авиакорпус, так как начинался он в Балхаше, а заканчивался аж в Даляре, и летать в Даляр из Балхаша, Николаевки на сборы, или подведения итогов приходилось через все пустыни Средней Азии и Каспийское море.
Когда первый раз он посетил наш полк, то приказал, чтобы на всевозможных стендах был только серый и голубой цвет. Перед этим спросил - вы в каком роде войск служите?
Наш робкий вопрос - а как же звёздочки? - показал всю мощь его разума. Разрешил оставить красными.
 
vlasenko54Дата: Пятница, 18.03.2011, 21:12 | Сообщение # 193
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 401
Репутация: 2
Статус: Offline
Во блин - что за шило этот Антошкин? Успел накакать по всем точкам Союза?Когда в 91 наш 14 гвардейский выкинули из Венгрии на просторы Тамбовщины-встретил нас все тот же Антошкин в сапогах,портупее и с линейкой в руке..Дальше писать не могу-из под рук идет ненормативная лексика...

Толик,спасибо за рассказ...Я каким то летным чувством в 85 году "слинял" на Дальний Восток broken


Все нормально-...падаю...

Сообщение отредактировал vlasenko54 - Пятница, 18.03.2011, 21:24
 
КусейДата: Пятница, 18.03.2011, 21:38 | Сообщение # 194
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Репутация: 11
Статус: Offline
Иваныч, считай что повезло.

Desent
 
vlasenko54Дата: Суббота, 19.03.2011, 09:34 | Сообщение # 195
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 401
Репутация: 2
Статус: Offline
Да,знаю...Жена до сих пор спрашивает-как это я сорвал их(а сколько крика было,у нее ведь работа в Чернигове была классная)и увез ее и детей в Богом забытый гарнизон из стольного града.Вот и не верь после этого,что у человека есть какое то чувство...насчет чувства-как нибудь напишу-был еще один жесткий случай

Все нормально-...падаю...
 
Форум » Рассказы о той и этой жизни » Рассказы о той и этой жизни » То ли еще было (О полетах!)
Поиск:


ЧВВАУЛ-81 © 2024
Используются технологии uCoz

Map IP Address
Powered byIP2Location.com