Добрый День! Здесь довольно часто звучало название аэродрома и полка (190) Канатово. Я думаю для тех ,кто служил в те годы будет интересно прочитать небольшой исторический обзор. Его готовил ветеран Кировоградской летной академии. К сожалению не получится сбросить фото, которые есть в данном тексте. С уважением Александр.
АЭРОДРОМ «КАНАТОВО».
190 истребительный авиационный полк - в/ч 40330.
1960 год. Осенью, по расформировании 60 ВАУЛ, на аэродром Канатово прибыл истребительный авиационный полк на самолётах МиГ-17 (Командир полка Ветров Николай Иванович, начальник штаба Силаев). История полка началась в городе Елец в 1951 году, когда в военно-воздушных силах СССР шло массовое освоение поступающей в военно-воздушные силы из авиационной промышленности новой военной реактивной, истребительной техники, требующей совершенно иных подходов к её боевому применению и эксплуатации. После внедрения реактивных истребителей МиГ-15, когда весь лётный и инженерно-технический состав получил допуск к их эксплуатации на земле и в полёте, полк в 1952 году был передислоцирован в Румынию, где продолжал совершенствовать своё боевое мастерство. В 1958 году произошла передислокация. Самолёт МиГ-17
Полк переместили на аэродром Буялык, а затем Канатово. В дальнейшем полком командовали Головлёв Георгий Константинович (по 1965 год), Мартынюк Николай Калинкович, бывший до этого начальником политотдела полка (по 1967 год) и Катасонов Константин Николаевич, также из начальника политотдела полка (по 1968 год). В 1968 году личный состав полка освоил новый, сверхзвуковой реактивный истребитель МиГ-21.
Самолёт МиГ-21.
С этого времени по 1970 год полк возглавлял Хмелевской Леонид Викторович, которого последовательно меняли Владимиров Юрий Абрамович (по 1973), Боровиков Виталий Иванович (по 1976), Полуэктов Валерий Иванович (по 1977), Урманов Борис Ахметович (по 1979) и немного командиром полка в 1979 году пробыл Бердников Владимир Фёдорович. В 1980 году полк был перевооружён на новейшую по тем временам технику - самолёт МиГ-23.
Самолёт МиГ-23.
С этого периода до 1982 года во главе полка стоял Кренделев Анатолий Яковлевич. 1982 году полк возглавил Фурса Леонид Петрович. К этому времени полк был одним из самых боеспособных полков военно-воздушных сил Советского Союза, и когда началась война в Афганистане, полк в полном составе был брошен в неё для выполнения интернационального долга. Фактически полк через всю войну прошёл без потерь, за исключением одного самолёта МиГ-23, с которого катапультировался командир полка Фурса Леонид Петрович.
В 1987 году командиром полка был назначен Назаров Борис Тарасович, при котором решением высших эшелонов власти в 1989 году полк был расформирован.
Непродолжительный период работы командиров полка (от одного до пяти лет) является свидетельством того, что один из лучших полков ВВС являлся кузницей генеральских кадров.
В дальнейшем генералами стали выходцы из полка: Мартынюк Николай Калинкович, Носов Леонид Юрьевич, Этингер Павел Васильевич, Ельчанинов Валерий Борисович, Владимиров Юрий Абрамович, Кренделев Анатолий Яковлевич, Ермаков Михаил Егорович, Онищенко и Фурса Леонид Петрович. И это только за период пребывания полка на аэродроме Канатово, то есть за неполные тридцать лет своей деятельности полк вырастил в своих рядах для военно-воздушных сил 9 генералов! Некоторые из них прошли славный путь. К примеру, Юрий Абрамович Владимиров в 1974 году возглавил Военно-воздушное соединение в Ивано-Франковске, далее был заместителем командующего группы Советских войск в Германии, а затем преподавал в Военно-воздушной академии.
Начальники штаба полка, в руках которых находилась невидимая нить управления, и которые служили делу стабилизации и преемственности, менялись значительно реже.
Начальник штаба 190 ИАП (1964-1974) Иван Алексеевич Медведев
Так с 1964 года Иван Алексеевич Медведев занимал эту должность десять лет. В 1974 году его сменил бывший заместитель командира полка Вениамин Захарович Кривенко, а в 1982 году Александр Алексеевич Почиталкин. Благодаря ветеранам полка Корнееву Николаю Ивановичу, Русанову Игорю Кирилловичу, Кривенко Вениамину Захаровичу, Шевченко Григорию Владимировичу автору удалось в некоторой степени восстановить историю этой славной воинской части, принявшей непосредственное участие в афганской войне и так несправедливо расформированной в 1989 году. Итак, перед Вами фрагменты истории полка в лицах.
1963 год. Лётчик-истребитель самолёта МиГ-17 старший лейтенант Корнеев Николай Иванович.
Корнеев Николай Иванович прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира полка по лётной подготовке самолётов МиГ-21 и был демобилизован в звании майор. В дальнейшем работал в Кировоградском Высшем лётном училище гражданской авиации и Государственной лётной академии Украины.
1970 год. У самолёта МиГ-21 изучает книгу подготовки самолёта к вылету командир полка полковник Владимиров Юрий Абрамович.
1974 год. На аэродроме Канатово командир полка подполковник Боровиков Виталий Иванович (справа) и начальник штаба полка подполковник Кривенко Вениамин Захарович.
1960 год. Осенью, по расформировании 60 ВАУЛ, на аэродром Канатово прибыл истребительный авиационный полк на самолётах МиГ-17 (Командир полка Ветров Николай Иванович, начальник штаба Силаев). История полка началась в городе Елец в 1951 году, когда в военно-воздушных силах СССР шло массовое освоение поступающей в военно-воздушные силы из авиационной промышленности новой военной реактивной, истребительной техники, требующей совершенно иных подходов к её боевому применению и эксплуатации. После внедрения реактивных истребителей МиГ-15, когда весь лётный и инженерно-технический состав получил допуск к их эксплуатации на земле и в полёте, полк в 1952 году был передислоцирован в Румынию, где продолжал совершенствовать своё боевое мастерство. В 1958 году произошла передислокация.
Самолёт МиГ-17
Полк переместили на аэродром Буялык, а затем Канатово. В дальнейшем полком командовали Головлёв Георгий Константинович (по 1965 год), Мартынюк Николай Калинкович, бывший до этого начальником политотдела полка (по 1967 год) и Катасонов Константин Николаевич, также из начальника политотдела полка (по 1968 год). В 1968 году личный состав полка освоил новый, сверхзвуковой реактивный истребитель МиГ-21.
Самолёт МиГ-21.
С этого времени по 1970 год полк возглавлял Хмелевской Леонид Викторович, которого последовательно меняли Владимиров Юрий Абрамович (по 1973), Боровиков Виталий Иванович (по 1976), Полуэктов Валерий Иванович (по 1977), Урманов Борис Ахметович (по 1979) и немного командиром полка в 1979 году пробыл Бердников Владимир Фёдорович. В 1980 году полк был перевооружён на новейшую по тем временам технику - самолёт МиГ-23.
Самолёт МиГ-23.
С этого периода до 1982 года во главе полка стоял Кренделев Анатолий Яковлевич. 1982 году полк возглавил Фурса Леонид Петрович. К этому времени полк был одним из самых боеспособных полков военно-воздушных сил Советского Союза, и когда началась война в Афганистане, полк в полном составе был брошен в неё для выполнения интернационального долга. Фактически полк через всю войну прошёл без потерь, за исключением одного самолёта МиГ-23, с которого катапультировался командир полка Фурса Леонид Петрович.
В 1987 году командиром полка был назначен Назаров Борис Тарасович, при котором решением высших эшелонов власти в 1989 году полк был расформирован.
Непродолжительный период работы командиров полка (от одного до пяти лет) является свидетельством того, что один из лучших полков ВВС являлся кузницей генеральских кадров.
В дальнейшем генералами стали выходцы из полка: Мартынюк Николай Калинкович, Носов Леонид Юрьевич, Этингер Павел Васильевич, Ельчанинов Валерий Борисович, Владимиров Юрий Абрамович, Кренделев Анатолий Яковлевич, Ермаков Михаил Егорович, Онищенко и Фурса Леонид Петрович. И это только за период пребывания полка на аэродроме Канатово, то есть за неполные тридцать лет своей деятельности полк вырастил в своих рядах для военно-воздушных сил 9 генералов! Некоторые из них прошли славный путь. К примеру, Юрий Абрамович Владимиров в 1974 году возглавил Военно-воздушное соединение в Ивано-Франковске, далее был заместителем командующего группы Советских войск в Германии, а затем преподавал в Военно-воздушной академии.
Начальники штаба полка, в руках которых находилась невидимая нить управления, и которые служили делу стабилизации и преемственности, менялись значительно реже.
Начальник штаба 190 ИАП (1964-1974) Иван Алексеевич Медведев
Так с 1964 года Иван Алексеевич Медведев занимал эту должность десять лет. В 1974 году его сменил бывший заместитель командира полка Вениамин Захарович Кривенко, а в 1982 году Александр Алексеевич Почиталкин. Благодаря ветеранам полка Корнееву Николаю Ивановичу, Русанову Игорю Кирилловичу, Кривенко Вениамину Захаровичу, Шевченко Григорию Владимировичу автору удалось в некоторой степени восстановить историю этой славной воинской части, принявшей непосредственное участие в афганской войне и так несправедливо расформированной в 1989 году. Итак, перед Вами фрагменты истории полка в лицах.
1963 год. Лётчик-истребитель самолёта МиГ-17 старший лейтенант Корнеев Николай Иванович.
Корнеев Николай Иванович прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира полка по лётной подготовке самолётов МиГ-21 и был демобилизован в звании майор. В дальнейшем работал в Кировоградском Высшем лётном училище гражданской авиации и Государственной лётной академии Украины.
1970 год. У самолёта МиГ-21 изучает книгу подготовки самолёта к вылету командир полка полковник Владимиров Юрий Абрамович.
1974 год. На аэродроме Канатово командир полка подполковник Боровиков Виталий Иванович (справа) и начальник штаба полка подполковник Кривенко Вениамин Захарович.
1977 год. Тактические занятия в методическом классе. Отрабатывается взаимодействие шестёрки истребителей МиГ-21 в воздушном бою.
1978 год. Парад принимает руководство полка. Командир полка Урманов Борис Ахметович (в центре), заместитель по политчасти Александр Богатыренко (слева) и начальник штаба полка Кривенко Вениамин Захарович. Автор благодарит Вениамина Захаровича за представленные фотографии.
1979 год. За достигнутые успехи в боевой подготовке Министерством обороны был вручен "Вымпел воинской части", который приравнивался к знамени части
1982 год. Удостоверение военного коменданта Кировоградского гарнизона майора Шевченко Григория Владимировича. Автор благодарит Григория Владимировича за представленные фотографии
Ветеран 190 ИАП с 1965 года, старший техник электронных тренажёров, майор запаса Игорь Кириллович Русанов оказал автору большую помощь по сбору материалов для этой статьи.
В настоящее время Игорь Кириллович работает в Государственной лётной академии Украины
1985 год. 26 апреля в гости к лётчикам-истребителям, в совершенстве освоившим новый сверхзвуковой истребитель МиГ-23 прибыл Генеральный инспектор Министерства обороны СССР, Маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Кожедуб Иван Никитович. На снимке справа рядом с Маршалом командир полка полковник Фурса Леонид Петрович.
1985 год. Командир авиационной эскадрильи самолётов МиГ-23 майор Александр Цыганок
1986 год. В Афганистане полк вначале базировался на территории авиабазы Багран под Кабулом. Слева третий начальник штаба полка подполковник Почиталкин Александр Алексеевич, 5-й - старший штурман полка Логинов Виталий Павлович
1986 год. Афганистан. Директор лицея. Слева военный комендант Шинданда майор Шевченко Григорий Владимирович
1987 год, 3 июня. Подготовка самолёта МиГ-23 на авиабазе Шинданд
1987 год. Вылет на ежедневное патрулирование закреплённой за авиабазой Шинданд опасной зоны. Патруль возглавляет военный комендант Шинданда майор Шевченко Григорий Владимирович